Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Н.А.
судей Ивановой О.А. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 24 июля 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора города Костромы, действующего в интересах Суворова А.М., к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, и администрация Костромской области обязана предоставить Суворову А.М. из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Костромы.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения Суворова А.М., прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Костромы, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Суворова А.М., "дата" года рождения, обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что Суворов А.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать С.О. и отец С.М. решением Костромского районного суда Костромской области от "дата" лишены родительских прав. Постановлением администрации города Костромы от "дата" N над несовершеннолетним Суворовым А.М. была назначена опека, опекуном назначен Т.В., у которого Суворов А.М. воспитывался и проживал с "дата" по адресу: "адрес". Жилого помещения, пригодного для проживания и принадлежащего на праве собственности или ином законном основании, Суворов А.М. не имеет.
Полагал, что Суворов А.М. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищного кодекса РФ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" должен быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда субъектом Российской Федерации - Костромской областью в лице администрации Костромской области.
В качестве третьих лиц к рассмотрению дела привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области и департамент финансов Костромской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Красавина Е.Е. выражает свое несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд неправильно определил порядок обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в частности, не принял во внимание то, что роль администрации Костромской области в обеспечении жилыми помещениями лиц данной категории заключается лишь в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, полномочиями же по приобретению жилых помещений в жилищный фонд Костромской области обладает департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, который следовало привлечь к участию в деле в качестве соответчика, а не третьего лица. Кроме того, полагает, что объективная нуждаемость истца в жилье не доказана, так как малоимущим и нуждающимся в жилом помещении он в установленном порядке не признан.
В суде апелляционной инстанции Суворов А.М. и прокурор Рылова Т.В. полагали доводы жалобы необоснованными.
Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции согласно ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не находит оснований для его отмены.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к выводу о том, что Суворов А.М. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен администрацией Костромской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Данный вывод основан на материалах дела, соответствует нормам закона, и оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
Как видно из материалов дела, решением Костромского районного суда Костромской области от "дата" С.О. и С.М. лишены родительских прав в отношении Суворова А.М., "дата" года рождения.
С.М. умер "дата", С.О. умерла "дата".
Из материалов дела также следует, что жилых помещений в пользовании по договору социального найма или на праве собственности Суворов А.М. не имеет, членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, понятия которых раскрыты в статьях 31 и 69 ЖК РФ, не является. Его родители к моменту лишения родительских прав постоянного места жительства не имели, какое-либо жилье после утраты истцом родительского попечения за ним не закреплялось. До "дата" Суворов А.М. был зарегистрирован по месту жительства у своего опекуна.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в несовершеннолетнем возрасте Суворов А.М. остался без попечения родителей и относится к лицам, жилищные права которых защищены вышеприведенными нормами закона.
Данный статус истца ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается.
В силу статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 1 января 2013 года) лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения Суворову А.М. на администрацию Костромской области, а доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу следует считать департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, несостоятельны.
Ссылка в жалобе на отсутствие в отношении истца решения органа местного самоуправления о признании его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, также не обоснована и о незаконности судебного решения не свидетельствует.
Так, в силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ к категориям граждан, которым предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
К таким иным категориям относятся, в том числе, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на получение жилого помещения действующим законодательством не связано с признанием их малоимущими. Содержащиеся в апелляционной жалобе суждения по этому вопросу основаны на неверном толковании закона.
Объективная нуждаемость истца в жилье ввиду отсутствия у него в пользовании жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела, и сведений, ее опровергающих, в апелляционной жалобе не приводится.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, которые, по сути, направлены на иное толкование законодательства и переоценку доказательств по делу, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.