Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Дедюевой М.В., Зиновьевой О.Н.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Рец А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июня 2013 года, которым удовлетворен иск Галичского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Брантовой В.С. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, администрация Костромской области обязана предоставить Брантовой В.С. из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории Галичского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., объяснения прокурора Рыловой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галичский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Брантовой В.С. к администрации Костромской области о предоставлении из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированного жилого помещения благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории Галичского муниципального района Костромской области.
Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что Брантова В.С., ДД.ММ.ГГГГ., являющаяся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем. Мать Брантовой В.С. - ФИО1. умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец ФИО2 решением Галичского районного суда от 16 января 2009 г. лишен родительских прав. До лишения отца родительских прав Брантова В.С. проживала в жилом помещении по адресу: Костромская область, "адрес", принадлежащем колхозу "Объединенный труд". Приказом МТОСЗН, О и П N3 от 25 марта 2009 г. N35 Брантова В.С. направлена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При направлении ее в государственное учреждение право пользования жилым помещением за ней не сохранялось. Постановлением главы администрации Ореховского сельского поселения от 23 марта 2009 г. N13 Брантова В.С. поставлена на учет и включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Брантова В.С. проходила обучение в ГОУ НПО " "данные изъяты"" "данные изъяты". С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года Брантова В.С. обучалась в ОГБОУ СПО " "данные изъяты"".
01 апреля 2010 года Брантова В.С. обратилась в МТОСЗН, О и П N3 с заявлением о включении ее в списки детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. Приказом начальника МТОСЗН, О и П N3 от 12 апреля 2010 г. N120 Брантова В.С. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма.
Брантова В.С. жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании, не имеет, подлежит обеспечению изолированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, расположенным на территории Галичского района.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, администрация Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области и колхоз "Объединенный труд".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Красавина Е.Е. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что заявленные к администрации Костромской области требования не мотивированы и на законе не основаны, в исковом заявлении не указано, в чем заключается нарушение прав истицы, какие нормы нарушены ответчиком и чем это подтверждается, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не принял во внимание, что администрация Костромской области не имеет полномочий на приобретение жилых помещений в жилищный фонд Костромской области, на заключение договора найма специализированного жилищного фонда, по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области, не ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, не является распорядителем денежных средств, выделенных из бюджетов на приобретение и строительство жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, в ведении администрации отсутствует казна Костромской области, где учитываются свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области. Не доказано, что истица подлежит обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Костромской области, так как не представлены: выписка из списка детей, оставшихся без попечения родителей, формируемого уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству, которые подлежат обеспечению жилым помещениями из специализированного жилищного фонда Костромской области; сведения о том, что она включена в данный список, утвержденный надлежащим образом в 2013 году, что предусмотрено ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 г. N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области". В решении суда отсутствует правовое обоснование для возложения обязанности по исполнению заявленных требований на ответчика.
Полагает, что предмет спора отсутствует. Статус истицы и ее право на обеспечение жилой площадью из специализированного жилищного фонда Костромской области не оспаривается. Отсутствует также спор об обязанности предоставления истице по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области. Данная обязанность возложена на Костромскую область федеральным и областным законодательством, наличие каких-либо препятствий для реализации истицей своих прав суд не установил.
Полагает, что требования прокурора подлежали рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ, а решение должно отвечать требованиям статьи 258 ГПК РФ, то есть, восстанавливать конкретное нарушенное право, в данном случае решение ничего не восстанавливает. Между администрацией Костромской области и истицей отсутствуют гражданско-правовые отношения, отсутствует материально-правовой спор, рассмотрение заявления по правилам искового производства противоречит нормам гражданско-процессуального законодательства, прокурор не является надлежащим истцом. Выводы суда со ссылками на Устав Костромской области о том, что администрация Костромской области является надлежащим ответчиком, ничтожны. Считает, что в решении суда содержится правовая неопределенность в части того, какие действия должна совершить администрация Костромской области, на которую законом не возложена обязанность по заключению договоров найма специализированных жилых помещений с лицами, имеющими статус детей-сирот. Прокурор не доказал противоправность действий или бездействия администрации или государственных органов. Закон, устанавливающий возрастной ценз, определяет период возникновения права у конкретного лица на обеспечение жилым помещением, а не период, когда это право может быть реализовано.
Брантова В.С., представители администрации Костромской области, департамента социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, администрации Ореховского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области и колхоза "Объединенный труд", извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Брантова В.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения не имеет, а потому должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус Брантовой В.С., как лица, оставшегося без попечения родителей, которые никем из участников процесса не оспариваются.
Согласно части 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истице специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с Брантовой В.С. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда являются несостоятельными.
Разрешая спор и приходя к выводу о праве Брантовой В.С. на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании выше приведенных норм федерального законодательства и законодательства Костромской области, суд обоснованно исходил из того, что иного жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма или на праве собственности, а также закрепленного жилого помещения истица не имеет. Выводы суда подтверждаются материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Из материалов дела усматривается, что Брантова В.С. проживала вместе с отцом (до лишения его родительских прав) по адресу: "адрес"
Приказом Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N3 от 12 апреля 2010 г. N120 Брантова В.С. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что жилой дом по адресу: Костромская область, "адрес", в настоящее время для проживания не пригоден.
По данным ГП Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация" объекты недвижимости по адресу: Костромская область, "адрес", на техническом учете не состоят.
30 июня 2011 года Брантова В.С. окончила обучение в ГОУ НПО " "данные изъяты".
Учитывая, что истица не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, а в соответствии со ст. 4 данного Закона действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года), суд принял правильное решение об обязанности администрации Костромской области по предоставлению истице жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Право Брантовой В.С. на получение жилого помещения возникло до 01.01.2013 года, до настоящего времени оно не реализовано, в связи с чем отсутствие документального подтверждения о включении истицы список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который формируется в соответствии со ст. 10.1 Закона Костромской области "О специализированном жилищном фонде Костромской области", не может препятствовать праву истицы на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии гражданско-правового спора между Брантовой В.С. и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, не обоснованы. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истицы, имеющей статус лица, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как видно из материалов дела, основанием для подачи иска Галичским межрайонным прокурором явилось обращение Брантовой В.С. к прокурору с просьбой обратиться в суд в ее интересах с иском о предоставлении жилого помещения.
Таким образом, иск прокурором предъявлен в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, выступивший в интересах Брантовой В.С., является ненадлежащим истцом по делу, нельзя признать состоятельными.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.