Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 09 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Болонкиной И.В., Андреева С.В.,
при секретаре Смирновой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 30 мая 2013 г., которым на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Лапшиной Надежде Владимировне по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на 1 человека, находящееся на территории Судиславского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Судиславского района обратился в суд с иском в интересах Лапшиной Н.В. к администрации Костромской области об обязании предоставить Лапшиной Н.В. вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области на территории Судиславского муниципального района, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, мотивируя тем, что в результате проведенной проверки установлено, что Лапшина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать - ФИО6 решением Судиславского районного суда от 09 декабря 2000 г., вступившим в законную силу, лишена родительских прав, и ФИО1 передана органам опеки и попечительства. Сведения об отце ФИО1 - ФИО7 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. С 11 сентября 2002 г. по 08 сентября 2009 г. Лапшина Н.В. являлась воспитанницей ОГКОУ "Никольская школа-интернат" и находилась на полном государственном обеспечении. С 01 сентября 2009 г. по 29 июня 2012 г. обучалась в ГОУ НПО "Профессиональное училище N22" п.Дружба Судиславского района Костромской области по специальностям повар и кондитер. С 01 сентября 2012 г. обучается в ОГБОУ СПО "Костромской автодорожный колледж". Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 06 мая 2010 г. N157/1-ОП Лапшина Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, граждан, принятых на учет органами местного самоуправления Судиславского муниципального района.
В ходе рассмотрения дела прокурор Судиславского района уточнил исковые требования и просил суд обязать субъект Российской Федерации - Костромская область в лице администрации Костромской области предоставить Лапшиной Н.В. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Афанасьев А.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что судом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства, заявленного представителем администрации Костромской области, о привлечении к участию в деле по инициативе суда согласно ч.3 ст.40 ГПК РФ в качестве соответчиков департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, поскольку предметом спора являются общие права и обязанности указанных органов исполнительной власти Костромской области. Указывает, что в материалах дела имеются неопровержимые доказательства, что именно эти органы являются непосредственными участниками спорных правоотношений. Отмечает, что администрация Костромской области не имеет полномочий ни на приобретение жилых помещений в жилищный фонд Костромской области, ни на заключение договора найма специализированного жилого фонда.
Лапшина Н.В., представители администрации Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, администрации Судиславского сельского населения Судиславского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Лапшина Н.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, пригодного для проживания, а потому должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
Как видно из материалов дела и установлено судом, мать истицы Лапшина М.И. заочным решением Судиславского районного суда от 09 декабря 2000 г. лишена родительских прав в отношении троих детей, в том числе в отношении Лапшиной Н.В. Сведения об отце - Лапшине В.Н. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Постановлением главы самоуправления Судиславского района от 09 января 2001 г. N2 Лапшина Н.В. направлена из социально-реабилитационного цента "Теремок" в интернат.
Постановлением главы самоуправления Судиславского района от 16 февраля 2001 г. N54 на основании п.3 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" постановлено предоставить вне очереди жилое помещение Лапшиной А.И., Лапшиной В.В. и Лапшиной Н.В. в случае их возвращения в район из образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом, Лапшина Н.В. обучалась в школе-интернате в период с 11 сентября 2002 г. по 08 сентября 2009 г., находилась на полном государственном обеспечении, закончила 9 классов и выбыла в Профессиональный лицей N22 (п.Судиславль).
Протоколом заседания комиссии Судиславской сельской администрации Судиславского района Костромской области N6 от 16 июня 2003 г. Лапшина В.В. и Лапшина Н.В. признаны нуждающимися в получении жилья и на основании п.2 ст.37 ЖК РФ поставлены в льготную очередь за номером 3. Из протокола следует, что Лапшина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ2 года рождения остались без попечения родителей, направлены в интернатное учреждение. Проживали в д.Доманово в доме, принадлежащем Семеновой А.А., которая является матерью отчима. Своего жилья мать Лапшиной Н.В. не имела и проживала у сожителя.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в жилищную комиссия Судиславского сельского поселения с просьбой принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как является ребенком, оставшимся без попечения родителей и не имеющим закрепленного жилого помещения.
Согласно справке администрации Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района от 12 апреля 2010 г. N817 за сиротой Лапшиной Н.В. на территории Судиславского сельского поселения жилье не закреплялось, так как мать проживала вместе с детьми в квартире сожителя без регистрации.
Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от 06 мая 2010 г. N157/1-ОП Лапшина Н.В. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, принятых на учет органами местного самоуправления Судиславского муниципального района.
С 01 сентября 2009 г. Лапшина Н.В. обучалась в ГОУ НПО "Профессиональное училище N22" п.Дружба Судиславского района Костромской области.
29 июня 2012 г. Лапшина Н.В. окончила ОГБОУ "Костромской автодорожный колледж", согласно диплому о начальном профессиональном образовании 44-ПА N0002345 Лапшиной Н.В. присвоена квалификация повар третьего разряда, кондитер второго разряда.
Согласно списку граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, у которых наступили основания для реализации права на получение жилого помещения, составленному межрайонным комитетом социальной защиты населения, опеки и попечительства Судиславского района, Лапшина Н.В. включена в данный список под номером 6, дата наступления основания для реализации права - 29 июня 2012 г.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 г.).
В силу ст.6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. N348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 г. N322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 г. N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 г. N322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истице специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области. Основанием для заключения с Лапшиной Н.В. договора найма специализированного жилого помещения будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
Поскольку надлежащий ответчик по делу судом определен правильно, доводы апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле в качестве соответчиков департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства "адрес" и департамента имущественных и земельных отношений "адрес" не могут служить основанием для отмены решения суда.
Иных доводов несогласия с решением суда апелляционная жалоба не содержит.
Судом при разрешении спора правильно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации "адрес" ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Судья ФИО12
Дело N33-1409
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.