Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.Ю. Веремьевой,
судей Н.Н. Демьяновой, С.В. Андреева,
при секретаре Л.Н. Качаловой
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 июля 2013 года, которым исковые требования прокурора Костромского района в интересах Бекишева ФИО13 к администрации Костромской области удовлетворены; на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Бекишеву ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области на территории города Костромы.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав прокурора Т.В. Рылову, ФИО15 Бекишева, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Костромского района обратился в суд с иском в интересах ФИО16 Бекишева к администрации Костромской области, в котором просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область предоставить ФИО17. Бекишеву на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Костромского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.
Указал, что ФИО18. Бекишев, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец - ФИО19 Бекишев умер ДД.ММ.ГГГГ года, мать - ФИО20 Бекишева была лишена родительских прав решением Костромского районного суда Костромской области от 17 июля 2003 года, умерла ДД.ММ.ГГГГ года. Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от 16 сентября 2003 года N254 над ФИО21 Бекишевым была установлена опека, опекуном несовершеннолетнего назначена ФИО22. В период с 01 сентября 2007 года по 20 октября 2009 года ФИО23 Бекишев обучался в профессиональном лицее N9 г. Костромы, 01 июля 2011 года окончил военную службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от 27 сентября 2012 года N589-ОП ФИО24 Бекишев включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. До настоящего времени в установленном законом порядке жилым помещением не обеспечен.
При рассмотрении дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить ФИО25 Бекишеву указанное в иске жилое помещение на территории города Костромы. Уточненные исковые требования прокурора были поддержаны ФИО26. Бекишевым.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены межрайонный комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства, администрация г. Костромы.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Е.Е. Красавина просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного решения, указывает, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Участие администрации Костромской области в обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещении, что возможно лишь при наличии жилого помещения в собственности Костромской области. Уполномоченным органом Костромской области по приобретению жилых помещений, а также главным распорядителем бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот является департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, который должен был быть привлечен к участию в деле в качестве соответчика. Отмечает, что предоставление детям-сиротам жилых помещений возможно при признании их в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, между тем данные обстоятельства по настоящему делу не доказаны.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Костромского района М.Ю. Антонов выражает согласие с судебным решением и просит оставить его без изменения.
В настоящем судебном заседании прокурор Т.В. Рылова, ФИО27 Бекишев с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили в ее удовлетворении отказать.
Дело рассматривается в отсутствие представителей администрации Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента финансов Костромской области, межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства, администрации г. Костромы, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, ходатайств об его отложении от указанных лиц не поступало.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление вышеуказанным лицам благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Как следует из материалов дела, ФИО28. Бекишев, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец - ФИО29. Бекишев умер ДД.ММ.ГГГГ года, мать - ФИО30 Бекишева решением Костромского районного суда Костромской области от 17 июля 2003 года была лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ года.
С 01 сентября 2007 года по 20 октября 2009 года ФИО31 Бекишев обучался в профессиональном лицее N 9 г. Костромы, с 01 июля 2010 года по 01 июля 2011 года проходил военную службу по призыву.
Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от 27 сентября 2012 года N 589-ОП ФИО32 Бекишев включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО33 Бекишев, состоящий в вышеуказанном списке, свое право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовал, нуждается в жилом помещении по месту постоянного жительства - в г. Костроме, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении иска.
При этом суд признал необоснованными доводы представителя ответчика о том, что администрация Костромской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Судебная коллегия не находит оснований считать выводы суда неправильными, доводами апелляционной жалобы они не опровергнуты.
Статьей 10.1 Закона Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области" (в редакции от 28 декабря 2012 года) обеспечение рассматриваемой категории лиц специализированными жилыми помещениями прямо отнесено к полномочиям администрации Костромской области. Принятие именно данным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении жилого помещения соответствующей категории лиц не оспаривается и в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что именно администрация Костромской области является надлежащим ответчиком по иску, основанием для заключения с ФИО34 Бекишевым договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
Не оспорен в апелляционной жалобе и вывод суда о нуждаемости ФИО35 Бекишева в жилом помещении.
По делу видно, что собственником либо нанимателем, равно как и членом семьи собственника или нанимателя какого-либо жилого помещения ФИО36 Бекишев не является, ранее закрепления за ним жилого помещения не производилось. Приказом органа социальной защиты населения, опеки и попечительства от 27 сентября 2012 года ФИО37 Бекишев включен в соответствующие списки лиц рассматриваемой категории, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
По своей сути доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям ответчика на иск, получили надлежащую оценку в судебном решении, каких-то иных правовых доводов, могущих повлечь отмену судебного решения в силу закона, в апелляционной жалобе не приведено.
Согласно 3 ст. 40 ЖК РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Ранее приведенными законодательными актами, как федерального уровня, так и действующими в Костромской области, решение вопроса об обеспечении жилым помещением категории лиц, к которой относится истец, не связывается с малоимущностью, фактически лица данной категории относятся к "иным указанным в законе гражданам" исходя из вышеназванного конституционного положения. В связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска по причине не признания ФИО38 Бекишева в установленном порядке малоимущим поводом к отмене судебного решения не являются.
Нарушения или неправильного применения норм процессуального права, указанных в частях 3 и 4 ст. 330 ГПК РФ, судом первой инстанции также не допущено.
С учетом изложенного постановленное судом первой инстанции решение следует признать законным и обоснованным, не подлежащем отмене в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.