Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.
судей Лукоянова А.Н., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Качаловой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 июня 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Костромского района Костромской области в интересах Рыжовой Н.В. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения.
На субъект Российской Федерации - Костромская область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Рыжовой Н.В. по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение на территории Костромского муниципального района Костромской области из специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав объяснения прокурора Рыловой Т.В. и Рыжовой Н.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Костромского района Костромской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Рыжовой Н.В. к администрации Костромской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по норме предоставления на основании договора найма специализированного жилого помещения на территории Костромского муниципального района Костромской области.
Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что Рыжова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являющаяся лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем. Постановлением главы местного самоуправления Костромского района ДД.ММ.ГГГГ N Рыжова Н.В. направлена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением первого заместителя главы местного самоуправления Костромского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N передана в приемную семью "данные изъяты" затем с ДД.ММ.ГГГГ вновь направлена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ находилась в ГОУ "Школа-интернат для детей-сирот г. Галича". Постановлением главы администрации Костромского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N передана на попечительство Рыжовой А.В., проживала в ее квартире по "адрес" Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от ДД.ММ.ГГГГ. N N за ней закреплено право пользования жилым помещением по адресу: с. "адрес" ДД.ММ.ГГГГ. данное жилое помещение сгорело. В период с ДД.ММ.ГГГГ Рыжова обучалась в "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ г. окончила обучение и получила среднее профессиональное образование. Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ N N Рыжова Н.В. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, граждан, принятых на учет органами местного самоуправления Костромского муниципального района.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, администрация Костромского муниципального района Костромской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Красавина Е.Е. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд неправильно определил обстоятельства и не принял во внимание факты, имеющие значение для дела, а именно, что администрация не предоставляет жилые помещения детям-сиротам и не заключает договоры найма специализированных жилых помещений; не ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей; в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд; администрация не является распорядителем денежных средств, выделенных на приобретение и строительство жилых помещений для детей-сирот; у администрации отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области, как и отсутствуют свободные жилые помещения. Считает недоказанным факт необходимости обеспечения истицы жилым помещением из специализированного жилищного фонда Костромской области, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что истица включена в список детей-сирот, формируемый уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области, утвержденный надлежащим образом в ДД.ММ.ГГГГ. Отмечает, что в решении суда отсутствуют правовые обоснования для обязания администрации исполнения заявленных требований, а также отсутствует предмет спора. Считает, что требования об обязании предоставить квартиру истице вытекают из публичных правоотношений, следовательно, подлежали рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, а поскольку данные положения судом нарушены, имеются основания для отмены решения. Кроме того, полагает, что прокурор является ненадлежащим истцом и его требования не основаны на законе, поскольку лишь при наличии материально-правового спора рассмотрение заявления происходит по правилам искового производства, а в данном случае материально-правовой спор между администрацией и истицей отсутствует. Указывает, что в решении суд не установил причинно-следственной связи между фактом нарушения прав истицы непредставлением жилья и действиями либо бездействием администрации или иных государственных органов, прокурором также противоправность действий либо бездействие не доказаны. Судом не опровергнуты доводы, изложенные администрацией Костромской области.
В возражениях относительной апелляционной жалобы прокурор Костромского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Костромской области - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительной апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Рыжова Н.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения не имеет, а потому должна быть обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.
В решении суда приведены конкретные данные, подтверждающие статус Рыжовой Н.В., как лица, оставшегося без попечения родителей, которые никем из участников процесса не оспариваются.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истице специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора между Рыжовой Н.В. и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку исковое производство по своей сути является универсальным, и при рассмотрении дела в порядке искового производства никакие права участвующих в деле лиц нарушены не были.
Иск прокурором предъявлен в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, выступивший в интересах Рыжовой Н.В., является ненадлежащим истцом по делу, нельзя признать состоятельными.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Рыжова Н.В. не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который формируется в соответствии со ст. 10.1 Закона Костромской области "О специализированном жилищном фонде Костромской области", не влечет отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства N N от ДД.ММ.ГГГГ истица включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, граждан, принятых на учет органами местного самоуправления Костромского муниципального района.
Таким образом, право Рыжовой Н.В. на получение жилого помещения возникло до 01.01.2013 года и до настоящего времени оно не реализовано, в связи с чем отсутствие в материалах дела выписки из списка детей-сирот, формируемого уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области не может препятствовать праву истицы на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования в суде первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.