Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.Ф. Никулинской,
судей Н.Н. Демьяновой, Г.Н. Зиновьевой,
при секретаре А.А. Рец
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июня 2013 года, которым исковые требования прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах Иванова ФИО9 удовлетворены; на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Иванову ФИО10 из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории Сусанинского муниципального района Костромской области.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения прокурора Т.В. Рыловой, ФИО11 Иванова, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сусанинского района Костромской области обратился в суд в интересах ФИО12 Иванова с иском к администрации Костромской области, в котором просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область предоставить ФИО13 Иванову на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Сусанинского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.
Указал, что ФИО14 Иванов, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Мать - ФИО15 заочным решением Сусанинского районного суда Костромской области от 26 июня 1997 года лишена в отношении него родительских прав, в актовой записи сведения об отце записаны со слов матери. Приказом N97/12 межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N1 от 25 мая 2011 года ФИО16. Иванов включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Несмотря на окончание обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, до настоящего времени ФИО17 Иванов жильем не обеспечен.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Северного сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области.
В ходе судебного разбирательства ФИО18 Иванов поддержал исковые требования прокурора, предъявленные в его интересах.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области ФИО19 Красавина просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного решения, указывает, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Участие администрации Костромской области в обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается только в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещении, что возможно лишь при наличии жилого помещения в собственности Костромской области. Уполномоченным органом Костромской области по приобретению жилых помещений, а также главным распорядителем бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот является департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, который должен был быть привлечен к участию в деле в качестве соответчика. Отмечает, что предоставление детям-сиротам жилых помещений возможно при признании их в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, между тем данные обстоятельства по настоящему делу не доказаны, что влечет безусловную отмену решения в апелляционном порядке.
В настоящем судебном заседании прокурор Т.В. Рылова, ФИО20 Иванов с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили в ее удовлетворении отказать.
Дело рассматривается в отсутствие представителей администрации Костромской области, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, администрации Северного сельского поселения Сусанинского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, ходатайств об его отложении в суд апелляционной инстанции от указанных лиц не поступало.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст.6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление вышеуказанным лицам благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Как следует из материалов дела, ФИО21 Иванов, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать - ФИО22 заочным решением Сусанинского районного суда Костромской области от 26 июня 1997 года лишена родительских прав, в актовой записи сведения об отце записаны со слов матери.
С 01 сентября 2010 года по 14 июня 2011 года ФИО23 Иванов обучался в областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Галичский индустриальный колледж Костромской области" по профессии "Повар".
В дальнейшем продолжил обучение в областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Костромской строительный техникум", который окончил 02 марта 2012 года.
Приказом N 97/2 межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N1 от 25 мая 2011 года ФИО24 Иванов включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, признав надлежащим ответчиком администрацию Костромской области, исходил из того, что ФИО25. Иванов, состоящий в вышеуказанном списке, свое право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовал, нуждается в жилом помещении, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении иска.
Судебная коллегия не находит оснований считать выводы суда неправильными, доводами апелляционной жалобы они не опровергнуты.
Статьей 10.1 Закона Костромской области от 05 октября 2007 года N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области" (в редакции от 28 декабря 2012 года) обеспечение рассматриваемой категории лиц специализированными жилыми помещениями прямо отнесено к полномочиям администрации Костромской области. Принятие именно данным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении жилого помещения соответствующей категории лиц не оспаривается и в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что администрация Костромской области, обладает всеми необходимыми полномочиями по обеспечению предоставления ФИО26 Иванову жилого помещения, является надлежащим ответчиком по иску.
Не оспорен в апелляционной жалобе и вывод суда о нуждаемости ФИО27. Иванова в жилом помещении.
Из материалов дела видно, что собственником либо нанимателем, равно как и членом семьи собственника или нанимателя какого-либо жилого помещения ФИО28 Иванов не является, ранее закрепления за ним жилого помещения не производилось. Приказом органа социальной защиты населения, опеки и попечительства от 25 мая 2011 года ФИО29 Иванов включен в соответствующие списки лиц рассматриваемой категории, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. В то время как право на получения жилья у истца возникло с момента окончания обучения в Галичском индустриальном колледже Костромской области (в июне 2011 года), и не зависит от прохождения ФИО30 Ивановым обучения в другом образовательном учреждении.
Согласно ч.3 ст.40 ЖК РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Ранее приведенными законодательными актами, как федерального уровня, так и действующими в Костромской области, решение вопроса об обеспечении жилым помещением категории лиц, к которой относится истец, не связывается с малоимущностью, фактически лица данной категории относятся к "иным указанным в законе гражданам" исходя из вышеназванного конституционного положения. В связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска по причине не признания ФИО31 Иванова в установленном порядке малоимущим поводом к отмене судебного решения не являются.
Каких-то иных правовых доводов, могущих повлечь отмену судебного решения в силу закона, в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушения или неправильного применения норм процессуального права, указанных в частях 3 и 4 ст.330 ГПК РФ, судом первой инстанции также не допущено.
С учетом изложенного постановленное судом первой инстанции решение следует признать законным и обоснованным, не подлежащем отмене в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы.
В то же время судебная коллегия полагает необходимым исправить допущенные судом описки в мотивировочной части решения:
- в абзаце 7 на странице 6 решения вместо 30.06.2011 г. указать 14.06.2011г., слова "и 30.06.2012 года закончил обучение" исключить;
- в абзаце 5 на странице 7 решения после слов "на территории" вместо "Галичского муниципального района Костромской области" указать "Сусанинского муниципального района Костромской области".
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 04 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Костромской области - без удовлетворения.
Исправить допущенные судом описки в мотивировочной части решения:
- в абзаце 7 на странице 6 решения вместо 30.06.2011 г. указать 14.06.2011г., слова "и 30.06.2012 года закончил обучение" исключить;
- в абзаце 5 на странице 7 решения после слов "на территории" вместо "Галичского муниципального района Костромской области" указать "Сусанинского муниципального района Костромской области".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.