Определение Краснодарского краевого суда от 21 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судья Краснодарского краевого суда Сибятуллова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования Выселковский район, поступившую в краевой суд 13 марта 2013 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 11 октября 2012 года по делу по заявлению прокурора Выселковского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Выселковский район о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Выселковского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Выселковский район о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решением Выселковского районного суда от 30 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Выселковский район в части невыполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, при организации мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; обязать администрацию муниципального образования Выселковский район надлежащим образом - организовать мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе: обеспечить прием, обезвреживание и утилизацию собранных органами местного самоуправления сельских поселений в составе муниципального образования Выселковский район бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе: пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения, жидких из неканализованных зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенных пунктов); обеспечить прием, обезвреживание и утилизацию промышленных отходов; в соответствии с требованиями действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации определить и создать на территории муниципального образования Выселковский район места, предназначенные для временного хранения обезвреживания, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, с целью обеспечения возможности транспортирования отходов, собранных всеми органами местного самоуправления сельских поселений в составе муниципального образования Выселковский район; в соответствии с требованиями действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства оформить и оборудовать земельный участок, расположенный в юго-западной части ст. Выселки, предназначенный для полигона твердо-бытовых отходов, в котором на сегодняшний день осуществляется хранение отходов производства и потребления; внести объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; обеспечить в полном объеме финансирование указанных мероприятий.
30 июня 2012 года данное решение суда вступило в законную силу.
Представитель администрации муниципального образования Выселковский район по доверенности - Безносова Е.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила отсрочить исполнение решения Выселковского районного суда от 30 мая 2012 года по вышеуказанному делу, ссылаясь на то, что в силу сложившихся обстоятельств у заинтересованного лица нет возможности исполнить решение суда в установленный законом срок, поскольку в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2012 года N 3258-П "Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края до 2020 года долгосрочная краевая целевая программа не была принята, соответственно средства для ее финансирования не заложены и инвестиционные площадки не сформированы.
Определением Выселковского районного суда от 14 августа 2012 года указанное заявление удовлетворено.
Суд постановил: отсрочить администрации муниципального образования Выселковский район исполнение решения Выселковского районного суда от 30 мая 2012 года до 31 декабря 2015 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 11 октября 2012 года определение Выселковского районного суда от 14 августа 2012 года изменено.
Абзац первый резолютивной части изложен в следующей редакции: "Отсрочить администрации муниципального образования Выселковский район исполнение решения Выселковского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2012 года по делу по иску прокурора Выселковского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Выселковский район о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства до 31 декабря 2012 года".
В остальной части определение оставлено без изменения
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования Выселковский район просит Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 11 октября 2012 года отменить.
Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции Краснодарского краевого суда не имеется.
Согласно ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении указанного дела допущено не было.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, прежде всего, исходил из того, что у администрации муниципального образования Выселковский район до " дата обезличена " действительно не имеется единовременной возможности исполнения решения Выселковского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2012 года.
Из судебного постановления следует, что в ходе проведенной прокуратурой Выселковского района Краснодарского края проверки исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Выселковского района установлено, что в целом на территории муниципального образования Выселковский район сложилась неблагоприятная ситуация с утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов. Установлено 17 мест стихийного складирования бытовых отходов (несанкционированные свалки). На территории муниципального образования Выселковский район нет ни одного места, предназначенного для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отвечающего, предъявляемым требованиям федерального законодательства. Территории несанкционированных свалок не ограждены, не обвалованы, отсутствуют контрольные скважины для учета влияния складирования бытовых отходов на грунтовые воды. Дороги с твердым покрытием к свалкам разрушены. Легкие фракции бытовых отходов ветром разносятся по прилегающим к свалкам территориям.
Администрацией муниципального образования Выселковский район отмежеван и поставлен на кадастровый учет земельный участок, расположенный в юго-западной части ст. Выселки, предназначенный для полигона твердо-бытовых отходов, в котором* на сегодняшний день осуществляется хранение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. : Однако складирование отходов длительное время осуществляется на земельных участках Выселковского района без разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, места строительства объектов размещения отходов определены без проведения специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, объекты размещения отходов не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Привлеченными в ходе проведения проверки экспертами Тихорецкого отдела ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО проведены расчеты, которыми установлен вред окружающей среде несанкционированными свалками на общую сумму " данные изъяты " рублей.
Судебная коллегия правильно указала, что необоснованно большой срок предоставленной отсрочки нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В целях реализации указанного права п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судебной коллегией учтено, что денежные средства, необходимые и достаточные для осуществления мероприятий по оформлению мест для складирования отходов, в Выселковском районе не выделяются.
Вместе с тем в бюджет Выселковского района за 2011 год поступила сумма платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере " данные изъяты " рублей, которые необходимо расходовать на мероприятия по охране окружающей среды. Объективных препятствий для выделения денежных средств администрацией муниципального образования Выселковский район на устранение выявленных нарушений законодательства не имеется.
Судебной коллегией учтено, что само по себе непринятие краевой целевой программы не является основанием для неисполнения администрацией муниципального образования Выселковский район своих обязанностей, поскольку исполнение полномочий этой администрацией напрямую не зависит от соответствующего финансирования администрацией Краснодарского края.
Таким образом, судебной коллегией обоснованно изменено определение, отсрочив администрации муниципального образования Выселковский район исполнение решения Выселковского районного суда от 30 мая 2012 года по делу до 31 декабря 2012 года.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Гражданским процессуальным законодательством (ст. ст. 196, 327.1 ГПК РФ) правом оценки доказательств наделен суд первой и апелляционной инстанции. Полномочия суда кассационной инстанции определены ст. 387 ГПК РФ, оценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Руководствуясь ст.383 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования Выселковский район для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья краевого суда Л.В. Сибятуллова
Российская Федерация
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
" данные изъяты "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.