Президиум Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Кисляка В.Ф.,
членов президиума: Николайчука И.А., Ткачева С.Н., Загудаева Ю.Н., Маняка Н.И., Епифанова В.М., Хахалевой Е.В.,
при секретаре Сурмениди Л.Л.,
рассмотрев дело по заявлению Лискановой Ольги Петровны об оспаривании решения органа местного самоуправления, направленное в президиум определением судьи Краснодарского краевого суда Корныльевой И.Г. от 28 марта 2013 года по кассационным жалобам представителя администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, поступившим 24 января 2013 года и 25 февраля 2013 года, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 октября 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2012 года,
заслушав доклад судьи Корныльевой И.Г., выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования город Краснодар, учитывая, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, президиум
УСТАНОВИЛ:
Лисканова О.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указала, что 04.04.2012 года с целью приобретения в собственность земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства площадью 30 412 кв. м, формируемого из двух контуров площадью 11 453 кв. м и 18 959 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, в кадастровом квартале " номер обезличен ", расположенном по адресу: " адрес обезличен ", она заключила договор на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и топографической съемки.
Формируемый земельный участок находится за пределами территории общего пользования, свободен от объектов недвижимости.
26.06.2012 она обратилась в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с письмом о предоставлении указанного земельного участка в ее собственность бесплатно для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, состоящего из единственного члена хозяйства, с видом деятельности - животноводство.
08.08.2012 года схема расположения земельного участка возвращена из департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в Земельный центр в связи с тем, что на представленной схеме, при формировании земельного участка ЗУ2, не учтен земельный участок ООО "Мобильные телесистемы", на который в июне 2012 года выполнен градостроительный регламент.
09.08.2012 года Земельным центром произведена корректировка границ формируемого земельного участка, в результате чего его площадь составила 30 274 кв. м, а площади двух контуров соответственно 11 454 кв. м и 18 820 кв. м.
Исправленная схема расположения земельного участка повторно направлена на согласование в департамент архитектуры и градостроительства.
14.08.2012 года из департамента архитектуры и градостроительства в Земельный центр поступило письмо N 29/3085-1 о невозможности согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку в соответствии со ст. 77 ЗК РФ земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства формируются из земель сельскохозяйственного назначения за чертой поселений.
Лисканова О.П. считала, что своим бездействием и решениями администрация муниципального образования город Краснодар в лице своих департаментов незаконно не исполняет обязанности, возложенные законом как на орган местного самоуправления.
Формируемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара. Спорный земельный участок правомерно отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Выбранный вид разрешенного использования не противоречит целевому назначению и основным видам разрешенного использования испрашиваемого земельного участка согласно градостроительному регламенту.
Лисканова О.П. просила признать незаконным бездействие департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в не рассмотрении ее заявления о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, Елизаветинский сельский округ, южнее ст. Елизаветинская, формируемого из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в кадастровом квартале: 23:43:0132086, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства; признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 14.08.2012 года N 29/3085-1 о невозможности согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; в создании ей препятствий в предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка; обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет испрашиваемый земельный участок; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение 14 дней со дня предоставления кадастрового паспорта принять решение о предоставлении ей бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель Лискановой О.П. уточнил требования и просил обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение 14 дней со дня предоставления кадастрового паспорта принять решение о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого земельного участка за плату в размере 17837,41 рубль.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 октября 2012 года заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2012 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представители администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар просят судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить, в жалобах указывают на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права.
05 февраля 2013 года дело истребовано в Краснодарский краевой суд.
25 февраля 2013 года дело поступило в Краснодарский краевой суд.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, президиум находит, что жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что администрацией в лице своих департаментов не принято своевременных мер по рассмотрению обращения заявителя о предоставлении ей земельного участка, что заявителем были выполнены все предварительные процедуры по формированию спорного земельного участка, предусмотренные законом, в результате чего нарушаются его права, которые подлежат восстановлению и судебной защите.
В кассационных жалобах представители администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар указывают, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя администрацией муниципального образования город Краснодар, отказ в предоставлении спорного участка, направленного заявителю администрацией муниципального образования город Краснодар, в материалах гражданского дела отсутствуют.
Статьей 12 Федерального Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве от 11.06.2003 N 74 - ФЗ предусмотрен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в
собственность или аренду);
условия предоставления земельных участков в собственность (за
плату или бесплатно);
срок аренды земельных участков;
обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
предполагаемое местоположение земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Указанный порядок подачи необходимого пакета документов заявителем соблюден не был.
Из материалов дела видно, что Лисканова О.П. обращалась с заявлением о предоставлении земельного участка в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, а не в администрацию муниципального образования город Краснодар.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предоставляются путем проведения торгов. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Суд при вынесении решения не учел, что предоставление земельных участков возможно исключительно путем проведения процедуры торгов.
В соответствии со статьей 10 Федерального Закона от 24.07.2002 N 101 - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Администрацией муниципального образования город Краснодар информационное сообщение о наличии сформированных земельных участков южнее станицы Елизаветинской из земель сельскохозяйственного назначения опубликовано не было.
Кроме того, организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В кассационных жалобах представители администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар указывают, что согласно действующему законодательству земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть передан лицу только после истечения трех лет владения участком на праве аренды и использования его в соответствии с целевым назначением.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Суд обязал администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить земельные участки для создания крестьянского (фермерского) хозяйства за плату в размере 17 837 рублей.
Границы испрашиваемых земельных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27.07.2012 N 6329 утвержден регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения". Предметом регулирования настоящего административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения" является определение стандарта предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка сельскохозяйственного назначения (далее - муниципальная услуга), который был сформирован за счёт средств заявителя в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 25.02.2010 N 71 п. 21 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город Краснодар".
Гражданин, заинтересованный в предоставлении такого земельного участка, обращается с заявлением на имя главы муниципального образования город Краснодар с приложением следующих документов:
1) заявление о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду и заключении договора аренды земельного участка по форме согласно Административному регламенту (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копии);
2) документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического
или юридического лица (подлинник для ознакомления, 3 экземпляра копии);
3) документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) (подлинник для ознакомления, 3
экземпляра копии);
4) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных
предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) (1 экземпляр
подлинный, 2 экземпляра копии);
5) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копии);
6) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копии);
7) кадастровый паспорт земельного участка (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копии);
8) сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка, опубликованное в средствах массовой информации уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар (3 экземпляра копии);
9) письменное уведомление уполномоченного органа администрации муниципального образования город Краснодароналичииединственного обратившегося лица с заявлением о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копии);
10) постановление администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что постановление об утверждении схемы расположения земельных участков издано не было, границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, следовательно данные земельные участки не могут являться объектом права и требование о предоставлении земельного участка преждевременно.
Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (в редакции от 10.01.2003) генеральный план - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.
Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко - культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
В генеральном плане городского или сельского поселения определяются:
основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально - экономического развития, природно климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;
зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;
меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения;
территории резерва для развития городского или сельского поселения;
иные меры по развитию территории городского или сельского поселения.
При проведении работ по утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка установлено, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1.2.- зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Таким образом, данный земельный участок предназначен для застройки индивидуальными жилыми домами и не предназначен для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предоставление по договору аренды земельного участка недопустимо без проведения в отношении него кадастрового учета с уточнением границ земельного участка, площади.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, состоящим из Закона N 221-ФЗ, Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N42, иными нормативными правовыми актами, локальными правовыми актами в сфере государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со ст. 22 Закона состав необходимых для кадастрового учета документов, а именно ч. 1 п. 1 ст.22 Закона межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке; ч. 8 п.1 ст. 22 Закона копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; ч. 9 п.1 ст. 22 Закона копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешение использования земельного участка.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете (статьи 20, 21 Закона) и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (статья 22 Закона). В соответствии со статьями 23, 26, 27 Закона орган, осуществляющий кадастровый учет земельных участков, должен принять решение об осуществлении кадастрового учета, приостановлении осуществления кадастрового учета либо отказе в осуществлении кадастрового учета. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды на срок более пяти лет, вправе обращаться лицо, обладающее указанным титулом на соответствующий земельный участок.
Для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, внесения изменений в описание местоположения границ и площади земельного участка необходимо обратиться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и приложением необходимых документов в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В материалах гражданского дела отсутствуют доказательства обращения заявителя в ФГУ "Росреестра" по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и отказ указанного органа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Суд обязал администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить заявителю в собственность за плату земельный участок, указанное требование - фактическое понуждение органа местного самоуправления к заключению договора купли-продажи земельного участка.
Согласно ст. 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Стоимость земельных участков определяется на основании оценки независимых экспертов, которые основывают свою деятельность на Федеральном законе N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В указанном федеральном законе содержится положение о том, что при проведении оценки какого-либо объекта в случае, когда не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Согласно статье 10 Федерального закона N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Таким образом, представленный в материалы дела расчет стоимости земельного участка не подлежит применению.
Пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка является максимально приближенной к рыночной стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка.
Суд обязал администрацию муниципального образования город-Краснодар предоставить земельные участки, не прошедшие государственный кадастровый учет, следовательно отсутствуют актуальные данные о стоимости земельных участков по причине отсутствия кадастрового паспорта.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар земельный участок расположен на территории памятника археологии - Грунтовый могильник городища "Елизаветинское".
Согласно закону Краснодарского края о землях недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, и зонах их охраны от 6 июня 2002 г. N 487-КЗ памятники археологии -объекты или их комплексы с остатками материальной культуры от эпохи палеолита до эпохи позднего средневековья, которые располагаются на поверхности земли и под землей, на дне естественных и искусственных водоемов.
Согласно пункту 4 статьи 6 указанного закона в пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с целевым назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны памятников, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно пункту 1.1 положения об управлении по охране, реставрации эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 16 мая 2007 г. N 455 управление по охране, реставрации, эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края (далее - управление) является органом исполнительной власти Краснодарского края, специально уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности ООО "Мобильные телесистемы" произведено предварительное согласование места размещения антенной опоры. Однако, указанное общество в процесс привлечено не было.
Данные обстоятельства не были учтены судом при рассмотрении дела, однако они имеют существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 октября 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2012 года следует отменить, направив дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь ст. ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационные жалобы удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 октября 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2012 года по делу по заявлению Лискановой Ольги Петровны об оспаривании решения органа местного самоуправления отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Первомайский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий В.Ф.Кисляк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.