Определение Краснодарского краевого суда от 25 июля 2013 г.
(Извлечение)
Судья Краснодарского краевого суда Шандрина Е.В., рассмотрев дело по кассационной жалобе Гладышева-Лядова В.Ю., представителя Киреевой Н.А., Бетке И.И., Маслова Б.Б., Заргарян К.А., Мелетлян А.В. по доверенностям, поступившей в краевой суд 30 апреля 2013г., на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 сентября 2012 года и на определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 января 2013 года по иску Киреевой Н.В., Бетке И.И., Маслову Б.Б., Заргарян К.А., Мелетлян А.А. о признании незаконным бездействия администрации Краснодарского края по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Киреева Н.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней " Ф.И.О. "1 Бетке И.И., Маслова Б.В., Заргарян К.А., Мелетлян Л.Л. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Краснодарского края по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Считают, что Администрация Краснодарского края неправомерно уклоняется от классификации чрезвычайной ситуации в районе села Барановка как чрезвычайной ситуации регионального характера и от введения регионального уровня реагирования на данную ситуацию.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 января 2013 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители, не соглашаясь с судебными актами, просят их отменить.
08 мая 2013 г. дело истребовано в краевой суд.
05 июня 2013 г. дело поступило на изучение.
Согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ).
При рассмотрении кассационной жалобы таких оснований не установлено.
Решением Комиссии администрации города Сочи от 01 февраля 2012 года N 5 "О дополнительных мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в результате схода оползня на территории СТ "Радуга" в районе улицы Армянской, пер. Черешневого, пер. Комбинатовского села Барановка Хостинского внутригородского района г. Сочи и оказания помощи пострадавшим гражданам" режим чрезвычайной ситуации был изменен и классифицирован на основании пп. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О квалификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" как "чрезвычайная ситуация муниципального характера".
Специализированной организацией ФКУ "Крайтехинвентаризация" и межведомственной Комиссией администрации Хостинского района г. Сочи обследованы все объекты и подготовлены заключения по жилым помещениям, попавшим в зону чрезвычайной ситуации: в соответствии с картой-схемой границ, в оползневой зоне находятся 122 объекта, из которых 92 объекта со строениями.
Администрацией Хостинского района г. Сочи в период с 10 февраля по 25 марта 2012 года сформирован реестр жилых помещений и жилых строений, попавших в зону оползня.
Распоряжениями главы администрации Хостинского района от 20 июня 2012 года N 379-р жилой дом Мелетлян А.А., расположенный по адресу: " ... ", с\т "Волна", участок " ... "; от " ... " " ... "-р, жилой дом Заргарян К.Д., расположенный по адресу: " ... ", с\т "Радуга", участок " ... "; от " ... " " ... "-р, жилой дом Маслова Б.Б., расположенный по адресу: " ... ", с\т "Радуга", участок " ... "; от " ... " " ... "-р, жилой дом Бетке И.И., расположенный по адресу, " ... ", с\т "Радуга", участок " ... "; от " ... " " ... "-р, жилой дом Кнрёсвой Н.В., расположенный по адресу: " ... ", с\т "Радуга", участок " ... ", признаны непригодными для проживания.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.ст. 23, 24 Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 31 марта 2005 года N 273 "О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в крае за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджета" предусмотрено, что при недостаточности финансовых средств не позднее 10 календарных дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации главы муниципальных образований Краснодарского края вправе обращаться к главе администрации (губернатору) Краснодарского края с просьбой о выделении в установленном законодательством порядке недостающих средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Средства краевого бюджета на мероприятия по ЧС выделяются для финансового обеспечения комплекса мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий по обращениям глав муниципальных образований к главе администрации Краснодарского края или по решениям комиссии администрации Краснодарского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Как установлено судом, главе администрации Краснодарского края поступало обращение от главы г.Сочи от 03 февраля 2012 года N 1064/07-02-12 с просьбой выделить недостающие средства в размере " ... " тыс. руб., но обосновывающего комплекта документов выделения средств, предусмотренного Правилами выделения и расходования средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий, утвержденных вышеуказанным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края, в департамент по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросами гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края не представлено, несмотря на требования Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края представить соответствующие документы.
Основанием для выделения средств краевого бюджета на мероприятия по ЧС является распоряжение (постановление) главы администрации Краснодарского края, в котором указываются общий размер ассигнований и их распределение по муниципальным образованиям, проводимым мероприятиям, объектам и наименованиям затрат. Средства краевого бюджета выделяются в виде субсидий муниципальному образованию для частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и их последствий в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Отселение семей граждан из жилых помещений, расположенных в опасной зоне схода оползня, возможно только при условии признания таких помещений непригодными для проживания в соответствии с п. 36 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Решением Городского Собрания г. Сочи от 20 марта 2012 года N 33 "О мерах социальной поддержки граждан, утративших жилые помещения и жилые строения в результате схода оползня на территории СТ "Радуга", в районе ул. Армянской, пер. Черешневого, пер. Комбинаторского с. Барановка Хостинского внутригородского района г. Сочи в январе 2012 года, определены меры, условия предоставления, порядок предоставления и круг лиц, имеющих право на оказание им мер социальной поддержки, в соответствии с чем, меры социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, предоставляются: в натуральной форме - в виде строительства жилого помещения; в комбинированной форме: в виде предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) или ведение личною подсобного хозяйства (приусадебный) в собственность бесплатно вместе с социальной выплатной на строительство жилого помещения.
Муниципальное образование самостоятельно осуществляет формирование списков граждан, нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки, в натуральной форме либо комбинированной форме.
Учитывая приведенные положения действующею законодательства, суд пришел к выводу, что установление перечня мероприятий, направленных на предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и их финансирование является обязательством муниципального образования г. Сочи.
Основанием для выделения средств краевого бюджета на мероприятия по ликвидации последствий ЧС является распоряжение (постановление) главы администрации Краснодарского края, в котором указываются общий размер ассигнований и их распределение по муниципальным образованиям, проводимым мероприятиям, объектам и наименованиям затрат.
Поскольку судом было установлено, что не представлен обосновывающий комплект документов для выделения соответствующих средств краевого бюджета, предусмотренный Правилами выделения и расходования средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий, то оснований считать, что имеет место бездействие Администрации Краснодарского края и Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности КК, не имеется.
С учетом изложенного суд пришел к выводу отказать в удовлетворении требований о признании незаконным бездействие Администрации Краснодарского края.
Оснований для несогласия с выводами судебных инстанций не установлено.
Полагаю, что в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции следует отказать.
Руководствуясь ст. 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы Гладышева-Лядова В.Ю., представителя Киреевой Н.А., Бетке И.И., Маслова Б.Б., Заргарян К.А., Мелетлян А.В. по доверенностям, на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 сентября 2012 года и на определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 января 2013 года по иску Киреевой Н.В., Бетке И.И., Маслову Б.Б., Заргарян К.А., Мелетлян А.А. о признании незаконным бездействия администрации Краснодарского края по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья краевого суда Е.В. Шандрина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.