Судья Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. на решение судьи Октябрьского районного суда г.Краснодара от 11 июля 2013 года, которым восстановлен пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея от 16 мая 2013 года N 13-87-030-ЭП-15-2 о привлечении генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея от 16 мая 2013 года N 13-87-030-ЭП-15-2 о привлечении генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ - оставлено без изменения, жалоба Сурженко Ю.В. - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
В жалобе генеральный директор ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. просит отменить решение суда первой инстанции, а так же признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении, указав, что решение суда и постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, поскольку при рассмотрении дела судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы действующего административного законодательства. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения суда от 11 июля 2013 года.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно материалам дела, копия решения суда от 11 июля 2013 года получена представителем генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. по доверенности Самойлик М.В., согласно справочного листа 25 июля 2013 года. Жалоба генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. на указанное решение поступила в суд 31 июля 2013 года (л.д.118), то есть в срок, предусмотренный ст.30.3 ч.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 29 апреля 2013 года старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея в отношении генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу, во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети "Интернет" Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в соответствии с распоряжением руководителя Управления Росприроднадзора N 01-04-19/30 от 1 февраля 2013 года в период с 1 марта 2013 года по 12 марта 2013 года была проведена плановая, документарная проверка, и на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора N 01-04-19/49 от 6 марта 2013 года в период с 13 марта 2013 года по 25 апреля 2013 года была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - ОАО "Дорожно-строительное управление N1".
В соответствии со ст.26 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Согласно п. 5.5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.
ОАО "Дорожно-строительное управление N1" предоставлено заявление (вх.N 24/1844 от 4 марта 2013 года) на согласование порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
На момент проведения проверки ОАО "Дорожно-строительное управление N1" отсутствует Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
В соответствии с п.1 ст.19 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года N 721 данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по образцу Приказа.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований указанного приказа ОАО "Дорожно-строительное управление N1" учет в области обращения с отходами ведется не по утвержденному порядку учета в области обращения с отходами.
В соответствии со ст.15 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Вместе с тем, вывоз ОАО "Дорожно-строительное управление N1" отходов I-IV класса опасности осуществляется лицами, у которых отсутствуют документы, подтверждающие обучение по повышению квалификации на право обращения с опасными отходами лиц, допущенных к обращению с отходами.
Согласно ст.16 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.
Транспортные средства, используемые ОАО "Дорожно-строительное управление N1" для транспортировки отходов I-IV класса опасности, не оборудованы и не снабжены специальными знаками транспортных средств.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст.18 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно ст.14 вышеуказанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
На основании п.2.7 Приказа Ростехнадзора от 15 августа 2007 года N 570 "Об организации по паспортизации опасных отходов" документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.
Отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст.1 Закона N 89-ФЗ).
На момент проведения проверки в ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" отсутствует проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение опасных отходов, образующихся в результате производственной деятельности предприятия на площадке, расположенной по адресу: " адрес обезличен ", и на обособленных подразделениях: ДЭУ-1 в ст.Динской; ДЭУ-2 в г.Горячий Клюк, ДЭУ-3 в ст.Новотитаровской; ДЭУ-4 в ст.Елизаветинской; ДЭУ-5 на х.Ленина, а также паспорта опасных отходов.
В соответствии с п.3 ст.4 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 ноября 2012 года N ВК-03-03-36/16141 "По вопросу передачи отходов" определено, что наряду с заключением прямых или трехсторонних договоров, в частности, может являться комплект документов, однозначно свидетельствующих о намерении собственника обеспечить доставку отходов I-IV класса опасности организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов I-IV класса опасности.
В нарушение данных норм в ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" отсутствуют сведения, свидетельствующие о намерении собственника отхода, обеспечить доставку отходов IV класса опасности организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов I-IV класса опасности.
Также при проведении проверки установлено, что ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" не в полной мере обеспечивает безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов (места временного хранения отходов не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"), ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" от 28 декабря 2001 года N 607-ст.
На основании ст.1 Закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 4 мая 1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления, хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В ходе проверки установлено, что на территории ДЭУ-3 в ст.Новотитаровской зафиксировано место сжигания остатков древесной растительности.
Таким образом, генеральным директором ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. не были выполнены требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея от 16 мая 2013 года N 13-87-030-ЭП-15-2 генеральный директор ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
При рассмотрении дела судьей первой инстанции установлено, что материалами административного дела подтверждается факт наличия в действиях генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Судьей первой инстанции обоснованно указано на несостоятельность доводов Сурженко Ю.В. о малозначительности данного правонарушения, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку совершенное Сурженко Ю.В. административное правонарушении посягает на безопасность окружающей среды, здоровье граждан, оно не может расцениваться как малозначительное.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судьей первой инстанции обоснованно вынесено решение 11 июля 2013 года, которым постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея от 16 мая 2013 года N 13-87-030-ЭП-15-2 о привлечении генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ - оставлено без изменения, а жалоба Сурженко Ю.В. - без удовлетворения.
Действия генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. правильно квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанных статей.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. направлены на иное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела, исследованными судом при рассмотрении дела и приведенными выше.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Октябрьского районного суда г.Краснодара от 11 июля 2013 года - оставить без изменения, жалобу генерального директора ОАО "Дорожно-строительное управление N 1" Сурженко Ю.В. - без удовлетворения.
Судья краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.