Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Беляковой Н.В., Быстровой М.Г.,
при секретаре Золототрубовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по исковому заявлению Стоянова А.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Советском районе г. Красноярска о включении в специальный трудовой стаж периода прохождения службы по призыву в Советской Армии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе Стоянова А.И.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 5 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Стоянова А.И. удовлетворить частично.
Обязать управление Пенсионного фонда РФ /Государственное Учреждение/ в Советском районе г.Красноярска включить период службы Стоянова А.И. по приказу в Советской Армии в составе вооруженных сил СССР с 11.06.1986 года по 02.08.1988 года в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с работой во вредных условиях труда.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ /Государственное учреждение/ в Советском районе г. Красноярска в пользу Стоянова А.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Стоянову А.И. отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Стоянов А.И. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска о включении в специальный трудовой стаж периода прохождения службы по призыву в Советской Армии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии, взыскании судебных расходов. Требования мотивировал тем, что в соответствии с решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярске от 09.11.2012 года N 2028 ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" - в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом к зачету не был принят период прохождения им службы по призыву в Советской Армии с 11.06.1986 года по 02.08.1988 года. Считает отказ в зачете в стаж работы с вредными условиями труда периода прохождения им службы по призыву в Советской Армии и в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, так как он нарушает конституционный принцип равенства всех граждан перед законом и ставит его в неравное положение по пенсионному обеспечению с работниками, которым была назначена досрочная трудовая пенсия по Списку N 1.
В указанной связи просил суд обязать УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярске засчитать ему в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда, период прохождения службы по призыву в Советской Армии, отменить решение УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярске от 09.11.1012 года N 2028, назначить досрочную пенсию с момента первоначального обращения в Пенсионный фонд - с 19.10.2012 года, а также взыскать государственную пошлину, уплаченную при подаче иска в размере 200 рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Стоянова А.И. просит отменить состоявшееся по делу решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Проверив материалы дела, заслушав Стоянова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска Мясоедову М.И. (доверенность от 09.01.2013 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-ФЗ от 17.12.2001 года, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 названного закона на один год за каждый год такой работы - мужчинам.
Как установлено судом первой инстанции, Стоянов А.И. в период с 04.11.1981 года по 09.06.1986 года работал мастером в цехе электролиза алюминия на Красноярском алюминиевом заводе, в период с 11.06.1986 года по 02.08.1988 года проходил службу в Советской Армии по призыву, с 31.10.1988 года по 15.08.1989 года работал электролизником расплавленных солей в цехе электролиза алюминия на Красноярском алюминиевом заводе. Указанные периоды работы истца относятся к Списку N 1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров ССР от 26.01.1991 года N 10 - работа во вредных условиях труда - в получении алюминия электролитическим способом в расплаве металла.
19.10.2012 года Стоянов А.И. обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ N173 - со снижением пенсионного возраста до 53 лет.
Решением N2028 УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска от 09.11.2012 года Стоянову А.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ РФ - из-за отсутствия стажа на соответствующих видах работ.
В стаж работы с вредными условиями труда ему не был включен период прохождения службы по призыву с 11.06.1986 года по 02.08.1988 года, так как действующим пенсионным законодательством период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР не подлежит включению в специальный стаж. Без учета периода службы стаж по специальности истца составил 05 лет 4 месяца 21 день, что дает право на получение досрочной трудовой песни по старости в 55 лет.
Принимая решение об отказе Стоянову А.И. в удовлетворении заявленных требований в части признания права на досрочное назначение трудовой песни по старости по Списку N 1 по достижении возраста 53 лет, суд первой инстанции исходил из того, что право на досрочное назначение трудовой песни по старости по нормам Закона СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях", предусматривающим включение периода службы в льготный стаж, у истца не возникло, так как суммарная продолжительность стажа по указанному закону должна составлять 10 лет, у истца - 7 лет 06 месяцев 13 дней (с учетом периода службы). Льготные условия назначения пенсии при наличии специального стажа менее 10 лет со снижением пенсионного возраста в зависимости от продолжительности стажа, законодательством, действовавшим в период работы истца, не предусмотрены.
Действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения в специальный стаж периодов службы по призыву, в связи с чем при наличии у истца специального стажа - 05 лет 04 месяца 21 день, последний имеет право на назначение досрочной пенсии по достижении 55 лет.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции основанным на правильно примененных и истолкованных нормах материального закона, регулирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года N70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст.2 Закона от 17.12.2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27,28 Закона от 17.12.2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку действовавшим на момент его работы во вредных условиях труда законодательством было предусмотрено возникновение у гражданина права на досрочное назначение трудовой пенсии только при условии выработки им 20 лет общего трудового стажа и 10 лет стажа на работах с вредными условиями труда.
Действующее пенсионное законодательство (ст.27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") гарантирует сохранение права на назначение трудовой песни по старости досрочно гражданам, которые на день введения в действие указанного закона имели необходимый стаж работы с вредными условиями труда, в том числе тем, кто был занят на работах с вредными условиями труда в период до 1 января 1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж.
Поскольку истцом на момент прекращения действовавшего законодательства не был выработан ни общий, ни специальный трудовой стаж, исчисление стажа на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой.
Ссылка истца на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П "О проверке конституционности отдельных положений статей Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в части возможности оценки пенсионных прав по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, так как законодательством, действовавшим на период работы истца во вредных условиях труда, не предусматривалась возможность уменьшения пенсионного возраста при неполном льготном стаже, истец в период действия указанных нормативных правовых актов не в праве был рассчитывать на досрочное назначение пенсии при наличии специального стажа менее 10 лет.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы истца, направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Красноярска от 5 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стоянова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.