судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.,
при секретаре Ларионовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Конопелько ВА к Федеральному Казенному Учреждению "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании незаконным решения комиссии, обязании принять на учет, включить в состав участников программы,
по апелляционной жалобе представителя Конопелько В.А. - Володиной М.М.,
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 05 июня 2013 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Конопелько ВА к Федеральному Казенному Учреждению "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании незаконным решения комиссии, обязании включить в состав участников программы, отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Конопелько В.А. обратился в суд с иском к Сибирскому филиалу ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании права на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и обязании Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" включить его в программу на выдачу государственного жилищного сертификата.
Свои требования мотивировал тем, что до увольнения он являлся заместителем начальника отдела капитального строительства Сибирского Регионального Центра МЧС России. Его должность входила в перечень должностей ФПС МЧС России. Общая продолжительность службы истца в системе ФПС МЧС в календарном исчислении составляет 21 год 4 дня.
26.08.2008 года он обратился с рапортом на имя начальника УГПН СРЦ МЧС России о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях. Рапорт был рассмотрен на заседании жилищно-бытовой комиссии 31.08.2008 года, где было принято решение о постановке его и членов его семьи, на учет нуждающихся в жилье с 29.08.2008 года.
Решением постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований нуждающихся в жилых помещениях, (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями ФКУ "Управление госэкспертизы и Жилищного обеспечения МЧС России от 18 октября 2012 года, ему отказано во включении в число участников подпрограммы на получение Государственного жилищного сертификата.
Данный отказ истец полагает незаконным, поскольку им соблюдены все необходимые требования, предъявленные к участникам подпрограммы - он имеет необходимый стаж, имеет финансирование за счет федерального бюджета. Сама по себе нуждаемость в улучшении жилищных условий, не является необходимым условием для участия в программе на получение ГЖС.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Конопелько В.А. - Володина М.М., просит отменить решение суда как необоснованное, указывает, что суд первой инстанции не определил все юридически значимые обстоятельства дела, полно и всесторонне не исследовал представленные доказательства, не дал надлежащей оценки всем доводам истца.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Конопелько В.А. по доверенности от 04.04.2013 г. - Володину М.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по доверенности от 09.01.2013 г. Скакуна В.В., выразившего согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлено, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации, предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только получением жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято Постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102 Программе придан статус президентской.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п. 1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В настоящее время реализуется федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации в целях реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, 21 марта 2006 г. приняло Постановление N 153 (редакция от 13.10.2012 N 1042), которым утвердило "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 год.Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 и Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1095, принятого во исполнение данного Указа, такая форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, как предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, распространена не на всех сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а только на увольняемых и уволенных со службы из учреждений, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Разрешая исковые требования Конопелько В.А. о признании права на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и обязании Сибирского филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" включить его в программу на выдачу государственного жилищного сертификата, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу от отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При этом суд обоснованно исходил из того, что, не смотря на наличие у истца соответствующего стажа работы более 10 лет, а также финансирования за счет федерального бюджета, за ним не может быть признано право на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов, поскольку не соблюдено одно из необходимых условий - признание участника, в установленном порядке, нуждающимся в жилом помещении.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела из которых следует, что истец не относится к категории лиц, которым ответчиком, при увольнении, должно предоставляться жилье на условиях соцнайма, и которые должны быть поставлены на учет (в случае необеспеченности), так как к такой категории относятся военнослужащие, но никак не сотрудники ФПС, поскольку признание сотрудников ФПС МЧС России нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось только до 01.03.2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ, вступившим в законную силу 1 марта 2005 года, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, органом местного самоуправления ведется учет не только малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, но и иных категорий граждан, в том числе нуждающихся в предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Кроме того, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору соцнайма гражданина, подавшего заявление не по месту жительства, после 1 марта 2005 года необходимы основания, которые установлены соответствующими законами.
Вместе с тем, в связи с введением нового ЖК РФ, положения ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ, предусматривающие предоставление жилого помещения сотрудникам в первоочередном порядке, утратили силу на основании ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.
Таким образом, сотрудникам ФПС, принятым на учет после 1 марта 2005 года, предоставление жилых помещений на условиях социального найма, законодательными актами не установлено.
Как видно из материалов дела до 1 марта 2005 года Конопелько В.А. с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий к ответчику не обращался.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что Конопелько В.А. не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие у него права на получение государственного жилищного сертификата и включение в список сотрудников МЧС на его выдачу, а, следовательно правомерно признал решение от 18 октября 2012 года об отказе Конопелько В.А. во включении в число участников подпрограммы на получение Государственного жилищного сертификата соответствующим закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении возложена на ответчика, в связи с чем отказ во включении истца в число участников подпрограммы на получение Государственного жилищного сертификата является незаконным, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 05 июня 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Конопелько В.А. - Володиной М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.