судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Паюсовой Е.Г.
судей Тихоновой Т.В., Кучеровой С.М.
при секретаре Юровой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Т.В.
гражданское дело по иску Васильева Е.В. в интересах несовершеннолетней Васильевой М.Е. к администрации Советского района г.Красноярска, администрации г.Красноярска, Управлению образования администрации Советского района г.Красноярска о признании бездействия незаконным, понуждении устранить нарушение
по апелляционной жалобе Васильева Е.В.
на решение Советского районного суда г.Красноярска от 17 мая 2013 года, которым постановлено:
"Васильеву Е.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации "адрес", администрации Советского района г.Красноярска в обеспечении для Васильевой М.Е. "дата"г.р. возможности получить дошкольное образование в МДОУ путем необеспечения её в надлежащий срок по месту жительства местом в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения, понуждении администрации г.Красноярска, администрации Советского района г.Красноярска обеспечить наличие места в группе 10-12 часового пребывания муниципального дошкольного образовательного учреждения по месту жительства в соответствии с нормами СанПиН 2.4.1.2660-10 для Васильевой М.Е. "дата"г.р. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, понуждении Управление образования администрации Советского района г.Красноярска незамедлительно предоставить Васильевой М.Е. "дата"г.р. направление на место, созданное администрацией г.Красноярска, администрацией Советского района г.Красноярска отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев Е.В. обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Васильевой М.Е. (с учетом уточненных требований) к администрации Советского района г.Красноярска, администрации г.Красноярска, Управлению образования администрации Советского района г.Красноярска о признании бездействия незаконным, понуждении устранить нарушение, возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнюю Васильеву М.Е. местом в дошкольном общеобразовательном учреждении по месту жительства (Советский район) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу и предоставить направление на созданное место.
Требования мотивированы тем, что Васильева М.Е., "дата" года рождения, с 09 февраля 2010 года состоит на учете для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Советского района г.Красноярска, однако до настоящего времени место в дошкольном общеобразовательном учреждении ей не предоставлено. Длительное неисполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению ребенка бесплатным дошкольным образованием нарушает право истца на выбор формы получения образования, образовательного учреждения для дочери и получения организованной формы образования.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Васильев Е.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что отсутствие свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не является правовым основанием для закрытия доступа к бесплатному дошкольному образованию.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст.327-1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 г. N5-П применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Положения статьи 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями статьи 38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч.2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют многоплановую роль публичной власти в этой сфере, исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.
В силу п.п.1 и 3 ст.18 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. N3266-1 родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997г. N 1204, образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. Учредителем (учредителями) государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителем муниципального учреждения является орган местного самоуправления (п.9).
В силу п.17 данного Типового положения количество групп и классов в учреждении определяется учредителем (учредителями) и устанавливается в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса (исходя из предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования). Предельная наполняемость определяется в зависимости от возраста воспитанников и обучающихся.
Согласно п.п.4 и 9 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 г. N 2562, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста (далее - группа). Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Группы различаются также по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10 - часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
В соответствии с п.13 ст.16 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Во исполнение указанных полномочий Постановлением администрации г.Красноярска от 22.05.2007г. N 304 утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска. Настоящее Положение регламентирует порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - учреждения). Согласно указанному Положению, учет и регистрацию детей для определения в дошкольные группы муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста и муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в том числе учреждения компенсирующего вида, комбинированного вида осуществляют управления образования администраций районов в городе (далее - районные управления) (п.2.6). Количество групп в учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости п.(2.17). Ребенок, принятый в группу кратковременного пребывания, продолжает состоять на учете для определения в учреждение (п.2.18).
Также Постановлением администрации г.Красноярска от 03.11.2009г. N 429 утверждено Положение о группах кратковременного пребывания в муниципальных образовательных учреждениях города Красноярска, согласно которому целями создания групп кратковременного пребывания являются: - удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании; - развитие вариативных форм дошкольного образования; - подготовка к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Основные функции групп кратковременного пребывания: - охрана жизни и здоровья детей; - обеспечение интеллектуального и личностного развития детей; - коррекция физического и психического развития; - формирование готовности детей к школьному обучению (п.п.1.3-1.4) Группы кратковременного пребывания функционируют в режиме пятидневной рабочей недели с ежедневным пребыванием в течение 3 часов. В силу п. 5.1. Положения, содержание образования в группе кратковременного пребывания определяется общеобразовательными программами дошкольного образования.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, родителями несовершеннолетней Васильевой М.Е., "дата" года рождения, являются Васильев Е.В. и Васильева И.Г. 09.02.2010 года Управлением образования г.Красноярска несовершеннолетняя Васильева М.Е. была поставлена на учет по предоставлению места в дошкольное образовательное учреждение Советского района.
15.01.2011 года Васильевым Е.В. в адрес Управления образования администрации Советского района г. Красноярска было направлено заявление с целью уточнения времени предоставления дочери Васильевой М.Е. места в детском саду. Согласно ответу от 31.01.2011 года N 76 распределение детей 2009 года рождения в дошкольные образовательные учреждения будет осуществляться в период с 01.04.2011 года по 01.09.2011 года. При повторном обращении Васильева Е.В. в Управление образования администрации Советского района в г.Красноярске ему также было отказано в предоставлении направления в детский сад в связи с нехваткой мест.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Васильева Е.В., действующего в интересах несовершеннолетней Васильевой М.Е., о признании бездействия администрации Советского района в г.Красноярске незаконным и восстановлении нарушенного права, поскольку ребенок в соответствие с действующим законодательством был поставлен на учет уполномоченным на то органом, оснований для предоставления первоочередного либо внеочередного места в детском общеобразовательном учреждении не имеется.
При этом судом учтено, что Васильеву Е.В. не отказано в реализации права его дочери на получение дошкольного образования, каких-либо препятствий к осуществлению прав не создано, предоставление ребенку вне очереди места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении повлекло бы нарушение установленного администрацией г.Красноярска порядка определения детей в данные учреждения и прав других граждан, состоящих в очереди, на равный доступ в муниципальные образовательные учреждения. Установление очередности предоставления мест в детском саду соответствует полномочиям органов местного самоуправления, закону и не нарушает принцип равенства граждан.
Поскольку администрация Советского района г.Красноярска выполняет требования закона в пределах своих полномочий, какого-либо незаконного бездействия со стороны администрации, исходя из заявленных требований, не допущено, администрация г.Красноярска и Советского района г.Красноярска принимают меры по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, однако удовлетворить потребности населения в полном объеме в обеспечении всех нуждающихся местами в МДОУ органы местного самоуправления не могут по причине отсутствия финансовой возможности, правовые основания для возложения на администрацию "адрес" в г.Красноярске обязанностей, указанных в требованиях Васильева Е.В. отсутствуют.
Принимая во внимание, что несовершеннолетней дочери Васильевой М.Е. не отказано в реализации прав на получение дошкольного образования, каких-либо препятствий к осуществлению прав не создано, суд первой инстанции пришел к правильном выводу об отсутствии нарушения права Васильева Е.В. и его ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право ребенка на дошкольное образование в группе кратковременного пребывания не реализуется, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку из системного толкования вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование реализуется в том числе предоставлением муниципальными дошкольными образовательными учреждениями общеобразовательных программ дошкольного образования в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, на что верно указано судом в решении.
Выводы суда первой инстанции надлежащим образом мотивированы в решении, не противоречат материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к их переоценке без достаточных к тому оснований, не могут служить основанием к изменению решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями материального и процессуального закона.
Существенных нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 17 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Васильева Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.