Решение Курского областного суда от 29 августа 2013 г.
(Извлечение)
Судья Курского областного суда Курочкина И.А.,
рассмотрев в Курском областном суде жалобу Асадулла Р. на постановление судьи Глушковского районного суда "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) в отношении:
Асадулла Р., гражданки Исламской Республики Афганистан, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки и жительницы "адрес" Республики Афганистан, неработающей, замужней, ранее к административной ответственности не привлекавшаяся,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением судьи Глушковского районного суда "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Асадулла Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ), ей назначено административное наказание в виде штрафа в доход государства в размере "данные изъяты" рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, с содержанием до вступления и исполнения судебного постановления в части выдворения в специальном приемнике для лиц, арестованных в административном порядке Центра по исполнению административного законодательства при УМВД России по "адрес".
На указанное судебное постановление Асадулла Р. подана жалоба, одновременно с ходатайством о восстановлении срока для обжалования, т.к. в силу иностранного происхождения она не знала порядок обжалования судебных решений в Российской Федерации, а квалифицированную помощь юриста получила несвоевременно.
Полагаю, что в данном случае имеются основания для удовлетворения ходатайства.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч.2 ст.30.3 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, Асадулла Р. получила копию постановления от ДД.ММ.ГГГГ, переведенного на персидский язык, которым она владеет, ДД.ММ.ГГГГ При этом до настоящего времени она содержится в специальном приемнике для лиц, арестованных в административном порядке Центра по исполнению административного законодательства при УМВД России по "адрес", что могло затруднить получению своевременной квалифицированной юридической помощи.
При таких данных срок для обжалования постановления подлежит восстановлению.
В жалобе поставлен вопрос об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, в обоснование чего Асадулла Р. ссылается на то, что суд не полностью исследовал обстоятельства дела, не учел, что у нее имеется частная виза со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и миграционная карта, но на момент задержания эти документы и паспорт у нее отсутствовали, так она забыла их у своего брата в "адрес". Об этих обстоятельствах она сообщала как сотрудникам УФСБ России по "адрес" "адрес" в момент административного задержания, так и в судебном заседании, однако они не были проверены.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Асадулла Р., которая извещена о времени и месте судебного заседания, находится в специальном приемнике для лиц, арестованных в административном порядке Центра по исполнению административного законодательства при УМВД России по "адрес".
Проверив материалы дела, заслушав защитника - адвоката Сабанцева О.В., изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Асадулла Р., являясь гражданкой Исламской Республики Афганистан, допустила нарушение порядка пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 30 мин. Асадулла Р. находилась на автотрассе "адрес" между населенными пунктами "адрес" без документов (паспорта, талона-уведомления о постановке на миграционный учет, миграционной карты), подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
Указанные действия Асадулла Р. правильно квалифицированы судьей по ст.18.8 ч.1 КоАП РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996г. N114-ФЗ (ред. от 23.07.2013г.) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации, является миграционная карта, которая должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу при выезде его из Российской Федерации (ст.25.9 указанного Федерального закона).
Согласно ст.11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территории, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом требуется специальное разрешение.
В силу ст.2 указанного Закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие права иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст.10 названного Закона документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации" для временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан установлена обязанность постановки на миграционный учет по месту пребывания (ст. 20). В соответствии со ст.22 этого Закона подтверждением выполнения требований о постановке на миграционный учет по месту пребывания является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи.
Таким образом, указанными законами наряду с документом, удостоверяющим личность гражданина, предусмотрен ряд документов, подтверждающих право пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, при наличии которых иностранный гражданин легально пребывает на территории Российской Федерации.
Требования приведенных законов Российской Федерации Асадулла Р. не выполнила, необходимые документы подтверждающие право пребывания на территории Российской Федерации сотрудникам ОПНМ N ОИК УФМС России по "адрес" "адрес" не предъявила, каких-либо пояснений относительного точного места нахождения ее документов ни в момент административного задержания, ни при составлении протокола, не давала. В Глушковском районном суде "адрес" "адрес", она так же не ссылалась на наличие у нее указанных документов, в связи с чем, была обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ), так как нарушила режим пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
С учетом содержания приведенных выше положений закона и ч.1 ст.18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ), предусматривающей ответственность за отсутствие у иностранного гражданина документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, вывод судьи о наличии в действиях Асадулла Р. указанного состава правонарушения является обоснованным.
Факт правонарушения и вина Асадулла Р. в его совершении подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором имеются письменные объяснения последней, где она, после разъяснения прав, предусмотренных ст.51 Конституции Российской Федерации и ст.25.1 КоАП РФ, с участием переводчика, фактически признала свою вину в инкриминируемом правонарушении. Так Асадулла Р. указала, что прибыла в Российскую Федерацию ( "адрес") ДД.ММ.ГГГГ с целью дальнейшего следования в Европу. Она передала все свои документы неизвестному ему мужчине для оформления визы, и автомобильным транспортом выехала из "адрес", через несколько часов следования автобус, на котором она ехала, был досмотрен сотрудниками правоохранительных служб России. На момент проверки у нее не было никаких документов. Аналогичные пояснения Асадулла Р. дала в районном суде.
Так же в деле имеются: протокол обследования помещений, зданий, участков местности и транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на автомобильной дороге "адрес" между населенными пунктами "адрес" на расстоянии 1 км от населенного пункта "адрес" в салоне микроавтобуса Мерседес белого цвета гос.номер N "адрес" между населенными пунктами "адрес" на расстоянии 1 км от населенного пункта "адрес" в салоне микроавтобуса находились 9 мужчин и 2 женщины азиатской внешности без документов удостоверяющих личность; рапорт старших оперуполномоченных по ОВО УФСБ России по "адрес" "адрес" Николаенко О.А. и Рыженкова А.С. о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 30 мин. сотрудниками УФСБ России по "адрес" "адрес" в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконной миграции автотрассе "адрес" между населенными пунктами "адрес" задержаны 11 граждан Афганистана без документов, подтверждающих законность их пребывания в России.
Обстоятельства дела, перечисленные доказательства, вызывают критическое отношение к доводам защитника Сабанцева О.В. о том, что в действиях Асадулла Р. отсутствует состав административного правонарушения, т.к. закон не содержит указания о том, что документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание в Российской Федерации, должны находиться у него при себе.
Такое толкование закона противоречит содержанию приведенных выше норм и исключает возможность контролировать передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации, возможность проведения уполномоченными органами миграционного контроля.
Являясь иностранной гражданкой, Асадулла Р. обязана была иметь при себе документы, подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации и предъявлять их сотрудникам органов миграционной службы, сотрудникам полиции, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Отсутствие у иностранного гражданина документов, подтверждающих легальность его пребывания на территории Российской Федерации, не позволяющее осуществлять миграционный контроль, свидетельствует о грубом нарушении порядка пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Кроме того, довод о наличии у Асадулла Р. перечисленных документов, объективно ничем не подтвержден. Факторов, препятствующих ей соблюдению российского законодательства, по делу не установлено.
Юридически значимые обстоятельства по делу судьей установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, не имеется.
Наказание Асадулла Р. назначено в соответствии с санкцией ст.18.8 ч.1 КоАП РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ), а также с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, с учетом данных о личности Асадулла Р., которая имеет средства на самостоятельный выезд за пределы Российской Федерации, находится на "данные изъяты" неделе беременности, что подтверждается представленными медицинскими документами, и пояснениями свидетеля Ч ... - начальника спецприемника УМВД России по "адрес", считаю необходимым изменить обжалуемое постановление в части принудительного выдворения Асадулла Р. за пределы Российской Федерации на административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, в связи с чем выпустить Асадулла Р. из Центра по исполнению административного законодательства при УМВД России по "адрес".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья Курского областного суда
РЕШИЛА:
постановление судьи Глушковского районного суда "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) в отношении Асадулла Р. изменить в части формы выдворения за пределы Российской Федерации: назначить ей наказание в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Выпустить Асадулла Р. из Центра по исполнению административного законодательства при УМВД России по "адрес".
Возложить контроль за исполнением назначенного Асадулла Р. наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации на УФМС России по "адрес" "адрес", в остальном постановление оставить без изменения.
Судья Курского областного суда И.А. Курочкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.