Решение Курского областного суда от 13 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судья Курского областного суда Курочкина И.А.,
рассмотрев в Курском областном суде жалобу специалиста-эксперта ОУФМС России по "адрес" "адрес" в "адрес" Соломатникова Д.С. на постановление судьи Железногорского городского суда "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении:
А. Г.Х.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Республики "адрес", уроженца "адрес" Республики "адрес", проживающего без регистрации по адресу: "адрес",
УСТАНОВИЛА:
согласно протоколу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ, составленному специалистом-экспертом ОУФМС России по "адрес" "адрес" в "адрес" Соломатниковым Д.С., ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин, в ходе осуществления контрольно-надзорных полномочий по проверке законности пребывания иностранных граждан и законности осуществления ими трудовой деятельности по адресу: "адрес" "адрес" при торговле фруктами в палатке, был выявлен гражданин "адрес" А. Г.Х.Н., пребывающий на территории "адрес" "адрес" с нарушением режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, что выразилось в отсутствии у него документов, подтверждающих законность пребывания в Российской Федерации (паспорт, миграционная карта, разрешение на временное проживание в РФ, вид на жительство), что является нарушением ст.ст. 25.9, 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года N114-ФЗ "О порядке въезда в РФ и выезда из РФ", что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Постановлением судьи Железногорского городского суда "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении А. Г.Х.Н., на основании ст.2.9 КоАП РФ прекращено за малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На указанное судебное постановление должностным лицом составившим протокол об административном правонарушении - специалистом-экспертом отдела УФМС России по "адрес" "адрес" в "адрес" Соломатниковым Д.С. подана жалоба, в которой поставлен вопрос о его отмене, как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указано, что вывод суда о малозначительности совершенного А. Г.Х.Н. правонарушения не основан на доказательствах, поскольку санкция вышеназванной статьи КоАП РФ свидетельствует о степени общественной угрозы при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие в специалиста-эксперта отдела УФМС России по "адрес" "адрес" в "адрес" Соломатникова Д.С., надлежаще извещенного о месте и времени судебного заседания и не просившего о его отложении, а также А. Г.Х.Н. который также извещен о времени и месте судебного заседания, и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражения А. Г.Х.Н. нахожу состоявшееся по делу об административном правонарушении постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. ст. 24.1, 26.11 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, обязаны всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства дела и разрешить его в соответствии с законом. Событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежат обязательному выяснению (ст. 26.1 КоАП РФ).
Частью 1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Из материалов дела усматривается, что А. Г.Х.Н. вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, состоящее в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин он находился по адресу: "адрес" "адрес" в районе магазина "данные изъяты"" в 10 микрорайоне при торговле фруктами в палатке без документов (паспорта, миграционной карты, разрешения на временное пребывание, вида на жительство), подтверждающих законность его пребывания в Российской Федерации, чем нарушил ст.ст. 25.9, 25.10 Федерального закона "О порядке въезда в РФ и выезда из РФ".
Согласно ст.25.9 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.
В соответствии со ст.25.10 названного Закона иностранный гражданин или лицо без гражданства не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие права иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание в силу указанной нормы закона имеет статус временно проживающего в Российской Федерации, получивший вид на жительство - постоянно проживающего в Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.5 Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Закона).
В соответствии со ст.10 названного Закона документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации" для временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан установлена обязанность постановки на миграционный учет по месту пребывания (ст.20). В соответствии со ст.22 этого Закона подтверждением выполнения требований о постановке на миграционный учет по месту пребывания является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи.
Таким образом, указанными законами наряду с документом, удостоверяющим личность гражданина, предусмотрен ряд документов, подтверждающих право пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, при наличии которых иностранный гражданин легально пребывает на территории Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных норм и материалов дела А. Г.Х.Н. являясь иностранным гражданином, имел статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, поскольку согласно по данным СПО "данные изъяты") он въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в порядке, не требующем получения визы, и получил миграционную карту N серии "данные изъяты" разрешение на временное проживание и вид на жительство не получал.
Следовательно, А. Г.Х.Н. для подтверждения законности своего пребывания на территории Российской Федерации в силу положений ст.10 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ст.25.9 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и ст.ст. 20, 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации" был обязан иметь действительный паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; миграционную карту, а также отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с отметкой, проставляемой в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи.
Из материалов дела видно, что у А. Г.Х.Н ... все вышеперечисленные документы имелись, следовательно, в данном случае отсутствуют основания для квалификации его действий по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ как нарушение режима пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, выразившегося в отсутствии у него документов, подтверждающих законность пребывания в Российской Федерации.
В то же время полагаю возможным квалифицировать действия А. Г.Х.Н ... по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, так как изменение квалификации в данном случае согласуется с п.20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. N5 (ред. от 09.02.2012г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Так у А. Г.Х.Н. действительно имелись паспорт гражданина Республики "данные изъяты", действительный до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-5), миграционная карта N серии "данные изъяты") и бланк уведомление о регистрации по месту пребывания по адресу: "адрес" "адрес" (л.д.34). Однако срок действия его миграционной карты и срок регистрации по месту пребывания истекли ДД.ММ.ГГГГ.
По истечении предельного срока пребывания на территории Российской Федерации, А. Г.Х.Н ... не продлил его и не покинул территорию Российской Федерации, тем самым нарушил части 1, 2 ст.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Факт нарушения режима пребывания А. Г.Х.Н. в Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образует инкриминируемый ему состав административного правонарушения (часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ), а потому вывод судьи о наличии в действиях А. Г.Х.Н ... указанного состава административного правонарушения нахожу верным.
Вместе с тем, исходя из установленных обстоятельств, судья посчитала данное правонарушение не представляющим существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не влекущим существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а потому за малозначительностью совершенного А. Г.Х.Н ... правонарушения освободила его от административной ответственности и прекратила производство по делу.
Однако такой вывод судьи о малозначительности совершенного А. Г.Х.Н ... административного правонарушения, квалифицируемого по ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, является необоснованным.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N5 (пункт 21), если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу приведенных нормы КоАП РФ и положений постановления Пленума ВС РФ, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Признавая инкриминированное А. Г.Х.Н ... административное правонарушение малозначительным, судья вместе с тем, не указала в своем решении, в чем заключается исключительность данного случая, вследствие которого данное правонарушение может быть признано малозначительным.
Судья районного суда не учла, что состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, является формальным, то есть для его наличия не требуется наступление каких-либо неблагоприятных последствий. Сам по себе факт нарушения режима пребывания в Российской Федерации, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образует состав указанного административного правонарушения.
Вместе с тем, нарушение А. Г.Х.Н.., указанных в решении суда положений законодательства Российской Федерации, препятствует реализации единой государственной политики в сфере миграционного учета. В силу изложенного, а также с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, прихожу к выводу о том, что совершенное административное правонарушение А. Г.Х.Н ... не может быть признано малозначительным.
Соответственно, производство по делу об административном правонарушении, прекращено судьей без достаточных к тому оснований.
Поскольку допущенные судьей районного суда нарушения носят существенный характер, решение судьи Железногорского городского суда "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо тщательно проверить доводы А. Г.Х.Н ... и дать им оценку, в том числе с учетом положений ст.1.1 КоАП РФ и требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод ( "адрес", ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
Постановление судьи Железногорского городского суда "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении А. Г.Х.Н., в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, жалобу специалиста-эксперта ОУФМС России по "адрес" "адрес" в "адрес" Соломатникова Д.С. удовлетворить.
Судья Курского областного суда И.А. Курочкина
,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.