Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре Б.Г,.,
рассмотрев протест Выборгского городского прокурора Минаева О.М. на решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 июня 2013 г., принятое в отношении Р.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования "Город Выборг" Ленинградской области от 24 апреля 2013 г. Р.Н ... за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетней дочери Р.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 июня 2013 г., вынесенным по протесту Выборгского городского прокурора, постановление комиссии по делам несовершеннолетних от 24 апреля 2013 г. оставлено без изменений.
В протесте Выборгского городского прокурора Минаева О.М., направленном в Ленинградский областной суд, содержится просьба об отмене решения судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 июня 2013 г. По мнению прокурора, судом не было дано правовой оценки тому обстоятельству, что постановление комиссии по делам несовершеннолетних от 24 апреля 2013 г. подписано лицом, не наделенным таким правом действующим законодательством.
Изучив материалы дела и доводы протеста, выслушав Р.Н.., прихожу к выводу о наличии оснований для отмены принятых процессуальных актов.
Из дела усматривается, что 24 апреля 2013 г. состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования "Город Выборг" Ленинградской области, на котором было рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении Р.Н. В отсутствие председателя и заместителя председателя комиссии председательствующим в заседании в соответствии с регламентом комиссии была избрана Т.Ю.., являющаяся ответственным секретарем комиссии. По результатам рассмотрения дела комиссией было принято постановление о привлечении Р.Н. к административной ответственности, которое было подписано Т.Ю.
Принимая решение по делу, комиссия по делам несовершеннолетних, а в последующем и суд, не учли следующее.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области и осуществления ими отдельных государственных полномочий установлен Законом Ленинградской области от 29 декабря 2005 г. N 126-оз "О комиссиях по делам несовершеннолетних
и защите их прав в Ленинградской области" в соответствии с вышеназванным Федеральным законом (преамбула к Закону Ленинградской области).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Ленинградской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области" муниципальные комиссии образуются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о муниципальной комиссии (приложение к закону).
Положением о муниципальной комиссии предусматривается, что муниципальная комиссия образуется главой местной администрации муниципального образования по согласованию с областной комиссией. Муниципальная комиссия образуется в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, специалистов по работе с несовершеннолетними и 5-12 членов комиссии. Должность специалиста по работе с несовершеннолетними вводится в состав комиссии в случае, если численность несовершеннолетнего населения в соответствующем муниципальном образовании составляет более пяти тысяч человек. Членами муниципальной комиссии могут быть руководители и специалисты органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, депутаты представительного органа муниципального образования. Численный и персональный состав муниципальной комиссии утверждает глава администрации муниципального образования. Возглавляет муниципальную комиссию председатель - заместитель главы администрации муниципального образования. Председатель, заместитель председателя, члены муниципальной комиссии осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Ответственный секретарь муниципальной комиссии и специалисты по работе с несовершеннолетними осуществляют свою деятельность на постоянной основе, являются муниципальными служащими, имеют высшее педагогическое, юридическое или другое высшее образование, а также опыт работы с несовершеннолетними не менее трех лет (п. 2).
Пунктом 7 Положения о муниципальной комиссии устанавливается, что заседание комиссии открывает и ведет председатель комиссии или заместитель председателя комиссии.
При этом Закон Ленинградской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области" (в том числе, Положение о муниципальной комиссии) не содержит положений, предусматривающих возможность наделения иных лиц полномочиями на ведение заседания комиссии и, соответственно, на подписание принимаемых комиссией решений.
В соответствии с п. 14 Положения о муниципальной комиссии муниципальная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, установленных КоАП РФ и областным законом "Об административных правонарушениях". Производство по делам об административных правонарушениях муниципальная комиссия осуществляет в порядке, установленном КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Анализ имеющихся в деле доказательств показывает, что при рассмотрении 24 апреля 2013 г. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении Р.Н. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования "Город Выборг" Ленинградской области не были соблюдены требования ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, ч. 2 ст. 2 Закона Ленинградской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области", пп. 2, 7, 14 Положения о муниципальной комиссии: заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав было проведено лицом, не уполномоченным законом на проведение заседаний. Данное обстоятельство повлекло принятие незаконного постановления, подписанного не уполномоченным на это лицом.
При решении вопросов, связанных с применением в настоящем деле процессуального законодательства, следует, кроме того, иметь в виду, что правоприменительные подзаконные акты, изданные на основании и в соответствии с законами Российской Федерации и (или) законами Ленинградской области (положения, регламенты и др.), не могут противоречить закону. В случае противоречия подзаконного акта закону, на основании и в соответствии с которым он принят, применяется закон.
Ссылка в решении суда на постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2005 г. N 290 "Об образовании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав при Правительстве Ленинградской области" и п. 4.5 Положения
о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Правительстве Ленинградской области, согласно которым решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов комиссии и оформляются постановлением, которое подписывается председательствующим на заседании и ответственным секретарем комиссии, не может рассматриваться как подтверждающая соблюдение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования "Город Выборг" Ленинградской области требований закона, поскольку данное постановление не регулирует вопросы образования и организации деятельности муниципальных комиссий. Кроме того, постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2005 г. N 290 устанавливает аналогичный с муниципальными комиссиями порядок проведения заседаний, согласно которому (п. 4.2) заседания комиссии проводятся председателем комиссии или заместителем председателя комиссии. Из положений пп. 4.2 и 4.5 постановления в их взаимосвязи следует, что решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ленинградской области, принимаемые большинством голосов присутствующих членов комиссии и оформляемые постановлением, подписывается как председательствующим на заседании, то есть председателем комиссии или его заместителем, так и ответственным секретарем комиссии.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования "Город Выборг" Ленинградской области от 24 апреля 2013 г. и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 июня 2013 г., принятые в отношении Р.Н.., подлежат отмене.
Из положений ст.4.5 КоАП РФ следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, составляет два месяца.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 10 апреля 2013 г., событие, квалифицированное как предусмотренное ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ административное правонарушение, совершенное Р.Н.., имело место не позднее 02 апреля 2013 г. Таким образом, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек.
В соответствии п.6 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь п.6 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ, пп.3, 4 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
протест Выборгского городского прокурора Минаева О.М. удовлетворить:
постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования "Город Выборг" Ленинградской области от 24 апреля 2013 г. и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 июня 2013 г., принятые в отношении Р.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, отменить, производство по делу прекратить.
Судья А.И. Осоцкий
(Судья Н.И. Петушкова)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.