Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М., Тумашевич Н.С.,
при секретаре Ревчук Т.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Сизовой Н. К. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 июля 2013 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Сизовой Н. К. к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании незаконным снятия с очереди на улучшение жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., возражения представителя ответчика администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - Васильева С.Б. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Сизова Н. К. обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и просила признать постановление администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановить ее и членов ее семьи в очереди на улучшение жилищных условий.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в 1987 году как молодой специалист она получила однокомнатную квартиру по адресу: "адрес". В последующем вышла замуж, в 1989 году родился сын Сизов Д. В указанной квартире проживала и была зарегистрирована мать истца - С.В.А. Данная квартира была приватизирована на троих: истца, ее сына и мать. Позднее истец подарила свою долю сыну Сизову Д.
В связи с замужеством и увеличением семьи Сизовой Н.К. и ее мужу было предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес". Поскольку муж Сизовой Н.К. являлся военнослужащим, уволенным из армии в запас, то в 1996 году семья встала на очередь по улучшению жилищных условий в соответствии со ст. 15.6 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В 1996 году муж истца умер, однако Сизова Н.К. продолжала служить в армии и состояла на учете по улучшению жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области семья истца: она и ее сын Сизов А., 1996 года рождения, были сняты с очереди по улучшению жилищных условий. Истец полагает, что данное постановление является незаконным, учитывая положения ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), требовала судебной защиты (л.д. 3-4).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований Сизовой Н.К. отказано (л.д. 55-57).
Сизова Н.К. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просила решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 июля 2013 года отменить.
В жалобе она ссылается на те же обстоятельства, которые положены в основу заявленных требований, а также указывает, что не может представить доказательства в подтверждение того, что семья состояла одновременно на очереди в администрации города и в Министерстве обороны РФ, поскольку документы утрачены в результате реорганизации и ликвидации КЭЧ.
Постановлением главы администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N снят с очереди на улучшение жилищных условий сын истца Сизов Д., решением Выборгского городского суда Ленинградской области отменено указанное постановление. В последующем администрация приняла решение о снятии с очереди истца и ее второго сына - Сизова А., а также повторное постановление о снятии с очереди Сизова Д., хотя в отношении него вступило в законную силу решение суда.
Также податель жалобы указывает на то, что постановленное решение противоречит ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым военнослужащий вправе избрать другое место жительства в пределах Российской Федерации. Кроме того, несостоятельна ссылка администрации о том, что "адрес" перестал быть закрытым военным городком, в связи с чем утрачено право на улучшение жилищных условий. Не может быть принята во внимание ссылка ответчика о том, что семьей истца решен жилищный вопрос (л.д. 60-61).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции Сизова Н.К. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, об уважительной причине неявки не сообщила.
Присутствовавший в судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - Васильев С.Б., действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, возражал по доводам апелляционной жалобы.
В отсутствие возражений со стороны представителя ответчика суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д.88).
Проверив материалы дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании Постановления главы администрации Выборгского района Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ "О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Выборгу" Сизов А.Б. и члены его семьи - состав семьи 3 человека, проживающие по адресу: "адрес", имеет льготу военнослужащего запаса ст. 15.6 Закона РФ "О статусе военнослужащих", приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 6-7).
ДД.ММ.ГГГГ Сизов А.Б. умер (л.д. 11). При этом как вдова Сизова Н.К. продолжала состоять в списке очередников жилых помещений или улучшение жилищных условий (л.д. 8).
Согласно справке о регистрации в квартире N по адресу: "адрес" зарегистрированы: Сизова Н.К. и ее сыновья: Сизов Д.А., Сизов А.А. (л.д. 10). Из справки также следует, что квартира состоит из 2 комнат общей площадью 47,90 кв.м., жилой площадью 28,50 кв.м.
Постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ "О снятии с учета вдовы военнослужащего, уволенного в запас, состоящую на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Сизову Н.К." - Сизова Н.К., вдова военнослужащего, уволенного в запас, состав семьи 2 человека (она, сын) сняты с учета на основании п.п. "г" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п.п. 2 п. 1 ст. 51, п.п. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ (л.д. 9).
Постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N внесено исправление в постановление администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N с указанием на то, что снята с учета семья Сизовой Н.К. - 3 человека (она, сын - Сизов Д.А., сын - Сизов А.А.) (л.д. 45).
В п.п. "г" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, закреплено положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы.
Согласно абзацу 2 указанного пункта снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Кроме того, в соответствии с п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства установлено, что основаниями признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Также в соответствии с п. 25 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства установлено, что не могут быть сняты с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий вдовы (вдовцы) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, потерявшие кормильца, состоявшего на учете, при условии, что они по-прежнему признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и не вступили в другой брак.
Таким образом, разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска Сизовой Н.К., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не представлено доказательств, которые дают основания состоять Сизовой Н.К. на учете по улучшению жилищных условий как военнослужащей.
Судебная коллегия находит, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам также отмечает, что в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учетной нормой площади жилого помещения в соответствии с положениями ч. ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма жилого помещения при предоставлении его по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Аналогичное положение закреплено в п. 13 Постановления Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N 258 "О порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан".
Судом первой инстанции установлено и не отрицается истцом, что ее сыну Сизову Д.А. принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес". На долю Сизова Д.А. приходится 22,66 кв.м.
Квартира, в которой проживает истец и члены ее семьи: Сизов Д.А., Сизов А.А. имеет общую площадь 47,90 кв.м. Таким образом, на семью Сизовой Н.К. приходится более 18 кв.м на человека.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания Постановления администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку на семью Сизовой Н.К. приходится более учетной нормы площади жилого помещения.
Не может быть положена в основу отмены судебного решения ссылка Сизовой Н.К., что ранее решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 20 марта 2013 года Постановление главы администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Сизова Д.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было признано незаконным и суд обязал восстановить Сизова Д.А. в очереди на улучшении жилищных условий. По правилам части 3 статьи 61 ГПК РФ указанное судебное решение не обладает преюдициальным значением для рассмотрения и разрешения настоящего искового заявления, в котором принимает участие иной субъектный состав участников процесса. Кроме того, Сизовой Н.К. обжалуется другое постановление администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Кроме того, не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что поселок Глебычево Выборгского района Ленинградской области перестал быть закрытым военным городком.
П.п "г" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства установлено, что одним из основанием признания гражданина нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.
Вместе с тем, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О внесении изменений и дополнений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России" поселок Глебычево Выборгского района Ленинградской области исключен из перечня закрытых военных городков.
Таким образом, на момент рассмотрения гражданского дела Сизовой Н.К. о признании постановления администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ, поселок Глебычево перестал быть закрытым военным городком, в связи с чем к истцу не может быть применен подп. "г" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в качестве основания для признания оспариваемого постановления администрации незаконным.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами городского суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Сизовой Н. К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Красоткина Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.