Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.,
судей Григорьевой Н.М., Пучковой Л.В.,
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,
при секретаре Терлецкой К.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Кировского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Кировская центральная районная больница", администрации Кировского муниципального района Ленинградской области об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пучковой Л.В., объяснения ответчика - представителя администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Фоминой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кировский городской прокурор обратился в Кировский городской суд Ленинградской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Кировская центральная районная больница" (далее - МБУЗ "Кировская ЦРБ") об обязании устранить нарушения норм и требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проведенной Кировской городской прокуратурой по обращению отдела надзорной деятельности Кировского района ГУ МЧС России по Ленинградской области проверки в МБУЗ "Кировская ЦРБ", а именно в фельдшерско-акушерском пункте "адрес", выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре.
Ссылаясь на положения Федерального закона "О пожарной безопасности", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурор просил обязать ответчика оборудовать помещения фельдшерско-акушерского пункта "адрес" автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре.
Также Кировский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием об обязании МБУЗ "Кировская ЦРБ":
- оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здание главного корпуса, 1-го стационара, поликлиники стационара N "адрес"; определить для складских помещений в детском отделении категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, на дверях складских помещений вывесить таблички с указанием категории и класса по взрывоопасной и пожарной опасности;
- определить для всех производственных и складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений в Отрадненской городской больнице; оборудовать помещения зданий поликлиник, инфекционного отделения автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать помещения зданий поликлиник, инфекционного отделения системой оповещения людей о пожаре; выполнить выход из лестничных клеток на кровлю здания поликлиники по "адрес" через противопожарную дверь 2-го типа размерами не менее 0,75 м х 1,5 м; выполнить люки, предназначенные для выхода на чердак из лестничных клеток зданий поликлиники по "адрес" стационара противопожарными 2-го типа с размерами не менее 0,6 м х 0,8 м; заменить горючее покрытие пола (линолеум) на путях эвакуации ? в коридорах 1-го и 2-го этажей здания поликлиники по "адрес", на покрытие с более высокой пожарной опасностью; заменить горючее покрытие пола (линолеум) на путях эвакуации - в коридорах 2-го и 3-го этажей здания стационара, на покрытие с более высокой пожарной опасностью; заменить горючее покрытие пола (линолеум) на путях эвакуации - в коридоре здания инфекционного отделения, на покрытие с более высокой пожарной опасностью; произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердака зданий поликлиники по "адрес" и инфекционного отделения;
- определить для всех производственных и складских помещений, устроенных в подвале, категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений в Приладожской врачебной амбулатории; выполнить люк, предназначенный для выхода на чердак из лестничной клетки, противопожарным 2-го типа с размерами не менее 0,6 м х 0,8 м; заменить горючее покрытие пола на путях эвакуации - в коридорах 1-го и 2-го этажей здания, на покрытие с более высокой пожарной опасностью;
- оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре в фельдшерско-акушерском пункте "адрес";
- оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о нарушения пожаре в Шумской врачебной амбулатории; установить в дверном проеме в складском помещении на 1 этаже противопожарные двери.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Кировского муниципального района "адрес" (т. 1 л.д. 37, т. 2 л.д. 38, т. 3 л.д. 37, т. 4 л.д. 38, т. 5 л.д. 37, т. 6 л.д. 37).
Определением суда от ... настоящие дела объединены в одно производство (т. 6 л.д. 68).
В суде первой инстанции представитель МБУЗ "Кировская ЦРБ" Сизиков Ю.В., не оспаривая факт допущенных нарушений требований пожарной безопасности, требования истца не признал, ссылаясь на отсутствие надлежащего финансирования.
Представитель администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Иванов В.В. требования истца не признал, полагая, что обязанность устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности лежит на МБУЗ "Кировская ЦРБ".
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2013 года постановлено обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская центральная районная больница" и администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области устранить нарушения требований пожарной безопасности:
- в фельдшерско-акушерском пункте "адрес" оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
- в стационаре N "адрес" здание главного корпуса, первого стационара, поликлиники оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; определить для складских помещений в детском отделении категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, на дверях складских помещений вывесить таблички с указанием категории и класса по взрывоопасной и пожарной опасности;
- в Отрадненской городской больнице определить для всех производственных и складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений; оборудовать помещения зданий поликлиник, инфекционного отделения автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать помещения зданий поликлиник, инфекционного отделения системой оповещения людей о пожаре; выполнить выход из лестничных клеток на кровлю здания поликлиники по "адрес", д. З через противопожарную дверь 2-го типа размерами не менее 0,75 м х 1,5 м; выполнить люки, предназначенные для выхода на чердак из лестничных клеток зданий поликлиники по "адрес" стационара противопожарными 2-го типа с размерами не менее 0,6 м х 0,8 м; заменить горючее покрытие пола (линолеум) на путях эвакуации ? в коридорах 1-го и 2-го этажей здания поликлиники по "адрес", на покрытие с более высокой пожарной опасностью; заменить горючее покрытие пола (линолеум) на путях эвакуации - в коридорах 2-го и 3-го этажей здания стационара, на покрытие с более высокой пожарной опасностью; заменить горючее покрытие пола (линолеум) на путях эвакуации - в коридоре здания инфекционного отделения, на покрытие с более высокой пожарной опасностью; произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердака зданий поликлиники по "адрес" и инфекционного отделения;
- в Приладожской врачебной амбулатории определить для всех производственных и складских помещений, устроенных в подвале, категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений; выполнить люк, предназначенный для выхода на чердак из лестничной клетки, противопожарным 2-го типа с размерами не менее 0,6 м х 0,8 м; заменить горючее покрытие пола на путях эвакуации - в коридорах 1-го и 2-го этажей здания, на покрытие с более высокой пожарной опасностью;
- в фельдшерско-акушерском пункте "адрес" оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
- в Шумской врачебной амбулатории оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о нарушения пожаре; установить в дверном проеме в складском помещении на 1 этаже противопожарные двери (т. 6 л.д. 70-73).
В апелляционной жалобе администрация Кировского муниципального района Ленинградской области просит решение суда от 26 июня 2013 года отменить в части удовлетворения требований прокурора об обязании администрации устранить нарушения требований пожарной безопасности и принять новое решение об отказе в иске. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия в сфере здравоохранения по финансовому, материально-техническому обеспечению учреждений здравоохранения (т. 6 л.д. 74-78).
В представленных в суд апелляционной инстанции возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Андреев В.В., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
В силу ст. 3 названного Закона система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормами пожарной безопасности (НПБ-110-03 и НПБ 104-03), утвержденными приказами МЧС РФ соответственно за N 315 от 18 июня 2003 года и N 323 от 20 июня 2003 года и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года за N 4836 и N 4837, направленными на обеспечение исполнения Федерального закона "О пожарной безопасности", предусмотрена защита зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) и системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей в качестве средств пожарной безопасности.
В соответствии с п. 12 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В силу п. 1.1 и п. 1.2 Устава МБУЗ "Кировская центральная районная больница", утвержденного постановлением администрации Кировского муниципального района Ленинградской области от ... N, МБУЗ "Кировская центральная районная больница" является некоммерческой организацией. Учредителем данного учреждения является Кировский муниципальный район Ленинградской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кировского муниципального района Ленинградской области.
В этой связи следует отметить, что в соответствии с абз. пятым ст. 21 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2006 года N 336 "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Ленинградской области" в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации постановлено предусмотреть в бюджете муниципального образования на 2007 и последующие годы средства, в частности, на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, на ремонт, испытание и техническое обслуживание систем автоматической противопожарной защиты, в числе систем противопожарного водоснабжения, предназначенного для тушения пожаров.
В соответствии с Типовым положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 декабря 2006 года N 336, такое обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает, в частности, муниципальное правовое регулирование организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в сфере пожарной безопасности, а также разработку, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования в части расходов на пожарную безопасность, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения программ обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования, размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности (п. 2).
Таким образом, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В силу ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вышеприведенные законоположения с учетом установленного факта нарушения требований пожарной безопасности в лечебных учреждениях, позволили суду первой инстанции предоставить защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере пожарной безопасности и возложить обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности не только на МБУЗ "Кировская ЦРБ", но и учредителя данного учреждения - администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и доводам сторон, правомерно учел положения ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава МБУЗ "Кировская ЦРБ" и постановил решение, отвечающее вышеуказанным требованиям материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, базируются на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба администрации Кировского муниципального района не содержит.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кировского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Невская Н.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.