Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кабировой Е.В.,
судей Кошелевой И.Л., Куликовой О.В.,
при секретаре Мельниковой О.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Сланцевском районе Ленинградской области Васильевой И. М. на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 17 июня 2013 года, которым удовлетворены исковое требования Петерсон М. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Сланцевском районе Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании зачесть периоды работы в специальный трудовой стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Петерсон М. А. обратилась в Сланцевский городской суд Ленинградской области с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Сланцевском районе Ленинградской области о признании незаконным решения ответчика N90 от 29 марта 2013 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, обязании зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы с 3 августа 1982 года по 23 августа 1987 года в должности медицинской сестры Тартуской городской клинической детской больницы, признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости с 16 января 2013 года, обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - 16 января 2013 года.
В обоснование исковых требований ссылалась на то, что она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, в связи с чем имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", тогда как не включение ответчиком периода ее работы в учреждении здравоохранения на территории Эстонской ССР и отказ в назначении досрочной трудовой пенсии считает противоречащим названной правовой норме, а также Договору между Эстонской Республикой и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (л.д.4-5).
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Сланцевском районе Ленинградской области Васильева И.М. поддерживала доводы апелляционной жалобы, истец Петерсон М.А. и ее представитель адвокат Ададуров А.И. возражали против ее доводов.
17 июня 2013 года Сланцевским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым исковые требования Петерсон М.А. удовлетворены: признано незаконным решение ответчика N90 от 29 марта 2013 года; Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сланцевском районе Ленинградской области обязано зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы истца с 3 августа 1982 года по 23 августа 1987 года в должности медицинской сестры Тартуской городской клинической детской больницы; за Петерсон М.А. признано право на досрочную трудовую пенсию по старости с 16 января 2013 года; ответчик обязан назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - 16 января 2013 года; с Управления Пенсионного фонда РФ в Сланцевском районе Ленинградской области в пользу истца взысканы судебные расходы в сумме "данные изъяты" рублей.
Ответчик - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, его представителем Васильевой И.М. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, взыскать с Петерсон М.А. расходы по государственной пошлине в размере 2000 рублей в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Сланцевском районе Ленинградской области.
В качестве оснований для отмены решения ссылается на нарушение норм материального права, имея ввиду неверное истолкование судом п.3 ст.5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, а также применение не подлежащих применению письма Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 года N1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших из государстве, ранее входивших в состав СССР", письма Минтруда России от 15 января 2003 года N88-156.
Полагает, что исходя из содержания статьи 4 Конституции Российской Федерации, ст.1 Федерального закона от 17 декабря 2011 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п.п.1, 3 ст.5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, период трудовой деятельности Петерсон М.А. в должности медицинской сестры Тартуской городской клинической детской больницы Эстонской ССР не суммируется к специальному стажу, приобретенному на территории РФ, суммируется только как страховой и общий трудовой стаж (л.д.70-73).
Истец Петерсон М.А. представила возражения, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, выражая несогласие с предложенным ответчиком толкованием положений Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой (л.д.81).
Истец Петерсон М.А. и представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Сланцевском районе Ленинградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении жалобы извещены, истец о причинах неявки суд не уведомила, представитель ответчика просит дело рассматривать в его отсутствие, в связи с чем судебной коллегией постановлено определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2011 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п.1).
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (п.2).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
До вступления в силу Федерального закона N173-ФЗ на основании ст.81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1 пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который применяется с 16 октября 2011 года.
Согласно ст.5 Договора при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (п.1).
Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п.2).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж (п.3).
В силу п.1 ст.6 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Из материалов дела следует, что 16 января 2013 года Петерсон М.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Сланцевском районе Ленинградской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сланцевском районе Ленинградской области ей было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа. При этом пенсионным органом не включен в специальный стаж период работы истца с 3 августа 1982 года по 23 августа 1987 года в должности медицинской сестры Тартуской городской клинической детской больницы на территории Эстонской ССР, в связи с чем общий специальный стаж составил 25 лет 04 месяца 12 дней (л.д.12-14).
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года N 70 утвердило разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01 января 2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 года N 88-16).
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу вышеприведенных норм права довод жалобы о том, что оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсию по старости не имеется ввиду отсутствия специального стажа на территории РСФСР и Российской Федерации, является несостоятельным.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж Петерсон М.А. период работы с 3 августа 1982 года по 23 августа 1987 года в должности медицинской сестры Тартуской городской клинической детской больницы на территории Эстонской ССР, подтвержденный записями в трудовой книжке (л.д.10-11).
Таким образом, требуемый в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" специальный стаж истца составляет не менее 30 лет (25 лет 04 месяца 12 дней + 05 лет 25 дней).
В этой связи суд обоснованно признал незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сланцевском районе Ленинградской области от 29 марта 2013 года и обязал ответчика назначить Петерсон М.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - 16 января 2013 года.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 17 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Сланцевском районе Ленинградской области Васильевой И. М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Дударева О.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.