Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Герман М.В. и Свирской О.Д.
при секретаре Дадашевой М.З.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 16 мая 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Прошкиной Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и обязании назначить социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прошкина Н.А. обратилась в суд с иском к УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и обязании назначить социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указала, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии. Оспариваемым решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении социальной пенсии. С указанным решением она не согласна, поскольку относится к числу коренных малочисленных народов Севера вепсской национальности, постоянно проживает на территории Российской Федерации достигла возраста 50 лет. Проживая на территории Винницкого сельского поселения, занимается традиционной хозяйственной деятельностью вепсов: огородничеством (выращивает овощи), их переработкой, сбором в лесу ягод, грибов, их переработкой, заготовкой лекарственных трав, дров. В настоящее время не имеет право на назначение трудовой пенсии, и в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеет право на социальную пенсию. Все необходимые документы были представлены в УПФР. Просит признать незаконным решение УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N и обязать ответчика назначить ей социальную пенсию с даты обращения в УПФР в Подпорожском районе.
В ходе рассмотрения дела Прошкина Н.А., уточнив исковые требования, просила признать незаконными решения УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, и обязать УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области назначить ей социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) имеют право на социальную пенсию. Истец достиг возраста 55 лет и проживает на территории Российской Федерации. Однако третье условие- принадлежность к коренным малочисленным народам Севера истец не подтвердил. Согласно ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. В указанных Федеральных законах не оговорено, какие из малочисленных народов Российской Федерации относятся к малочисленным народам Севера. Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам из числа малочисленных народов Крайнего Севера предоставлялось в соответствии с Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям". Полагала, что необходимо руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера от 10 ноября 1967 года N 1029, согласно которому Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации были утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов Российской Федерации, а не в целях пенсионного обеспечения указанной категории граждан. Таким образом, льгота по установлению социальной пенсии должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ведут традиционный образ жизни.
Представитель третьего лица- администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" исковые требования Прошкиной Н.А. поддержала.
Судом постановлено изложенное выше решение, которым удовлетворены исковые требования Прошкиной Н.А. Признаны незаконными решения УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N. УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области обязано назначить Прошкиной Н.А. социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области просит указанное решение суда отменить и принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на то, что при вынесении решения судом были нарушены нормы материального права, подменены понятия "Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера", которого не существует, и "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". Кроме того, в суде не было установлено, что истец относится к малочисленным народам именно Севера. Истица не подтвердила одно из условий для назначения социальной пенсии в соответствие с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"- свое проживание непосредственно в районах Севера.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение соответствующей категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, малочисленные народы Российской Федерации пользующиеся мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).
Суд первой инстанции правильно указал, что пенсионное обеспечение указанной выше категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255 включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.
Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.
Также распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
Из правового анализа норм Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Таким образом вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 55 лет (мужчины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судом установлено и из материалов дела следует, что Прошкина (добрачная фамилия ФИО) Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родители: отец- А.М. и мать- Н.П., указаны как вепсы по национальности, что подтверждается свидетельством о рождении истицы.
Согласно справке администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от ДД.ММ.ГГГГ N и справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Прошкина Н.А. с даты рождения по "данные изъяты" год проживала на территории Винницкого сельского поселения в "адрес", с "данные изъяты" года по ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории Винницкого сельского поселения в "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживает на территории Винницкого сельского поселения в "адрес".
По сведениям, представленным администрацией МО "Винницкое сельское поселение" в справке от ДД.ММ.ГГГГ N, к традиционным видам деятельности вепсского народа относится: животноводство- разведение овцеводства, свиноводства, выращивание крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, птицы, уход за коровами в личных подсобных хозяйствах; переработка продукции животноводства, выделка шкур, шерсти; пчеловодство, рыболовство, охота; земледелие (огородничество)- выращивание сельскохозяйственной продукции на личных подсобных хозяйствах (овощи- картофель, морковь, свекла, капуста и многое другое); заготовка древесины для собственных нужд; сбор лекарственных растений; художественные промыслы и народные ремесла (изготовление домашней утвари, инвентаря, лодок, берестяных изделий, чучел птиц, вязание сетей, резьба по дереву, пошив национальной одежды, ткание половиков); вепсская национальная кухня (пироги, калитки и так далее); строительство жилых домов, бань, сельскохозяйственных построек. Среди вепсского народа развиты и используются следующие виды народных промыслов: охота, рыбалка, разведение крупного (мелкого) рогатого скота, выделка шкур, шерсти, народные ремесла (изготовление сельскохозяйственного инвентаря, лодок, вязание сетей, ткание половиков, плетение корзин, изделий из бересты и так далее). Многие владеют и свободно разговаривают на своем родном вепсском языке, читают вепсские газеты "Кодима", книги.
Прошкина Н.А., проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепсского народа и занимается земледелием (огородничеством), выращивает сельскохозяйственную продукцию на личном подсобном хозяйстве (картофель, лук, морковь, чеснок, свеклу, редьку, капусту, огурцы, помидоры, красную смородину, чёрную смородину, крыжовник), животноводством (раньше содержала скот- корову, теленка, кур), занималась переработкой молочной и мясной продукции (делала масло, творог, сметану), занималась заготовкой сена, занимается сбором дикорастущих ягод и грибов, их переработкой, сбором лекарственных растений (делает натирания, заваривает и настаивает травы), художественными промыслами (вяжет носки, круги деревенские, прихватки, дорожки домотканые, прядёт шерсть на прялке). В хозяйстве имеются постройки: баня, двор для содержания скота которые построили сами. Свободно владеет вепсским языком.
Указанные обстоятельства подтверждены показаниями свидетеля В.В., а также актом обследования, составленным администрацией МО "Винницкое сельское поселение", о занятии Прошкиной Н.А. традиционной хозяйственной деятельностью вепсского народа.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Прошкина Н.А., достигшая возраста 50 лет, являющаяся вепсом по рождению, постоянно проживающая на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимающаяся традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на социальную пенсию, в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ Прошкина Н.А. обратилась в УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии как гражданин из числа малочисленных народов Севера в соответствии с п.4 ч.1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N Прошкиной Н.А. в назначении указанной пенсии отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N53б-р. Данный перечень содержит наименование народности "вепсы", но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует подп.4 п.1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно Перечня районов Крайнего Севера, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области вынесено решение N во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ N, которым Прошкиной Н.А. в назначении социальной пенсии отказано, в качестве основания отказа дополнительно указано, что в соответствии с п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N555 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено наличие всех необходимых условий для назначения Прошкинлй Н.А. социальной пенсии, суд обоснованно признал указанные решения пенсионного органа незаконными и обязал пенсионный орган назначить истице социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в пенсионный орган с соответствующим заявлением о назначении пенсии истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Синявина О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.