Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Герман М.В., Свирской О.Д.,
при секретаре Дадашевой М.З.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Максимова Василия Семеновича к Управлению Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения и обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Максимов В.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области об обязании назначить социальную пенсию с 06 февраля 2013 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по достижении пенсионного возраста - 55 лет обратился в УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии по старости, указывая, что он по национальности является вепсом и относится к коренным малочисленным народам Севера, проживает на исконной территории вепского народа в "адрес", а потому в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ имеет право на назначение социальной пенсии, однако решением УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области от 15.02.2013 N в назначении данной пенсии истцу отказано, поскольку Максимов В.С. постоянно не проживает в районах Крайнего Севера или местностях приравненных к районам Крайнего Севера. Истец полагает такой отказ незаконным, нарушающим его права в связи с чем он вынужден обратиться в суд с данным требованием.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области возражала против удовлетворения заявленных требований, представила возражения, в которых указала, что льгота по установлению социальной пенсии с 55 и 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам) должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ведут традиционный образ жизни. Назначение досрочной социальной пенсии лицам, относящимся к числу указанных народов, но проживающим не в пределах указанной территории, противоречит сути дополнительной социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера, предоставляемой в связи с особенностями их жизнедеятельности и хозяйствования, и при этом ставит данных лиц в привилегированное положение по отношению к местным жителям иных национальностей, сто противоречит статье 19 Конституции РФ.
Представитель третьего лица Администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2013 года исковые требования Максимова В.С. удовлетворены.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Подпорожском районе назначить истцу социальную пенсию с 01 февраля 2013 года.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и указывая, что судом были подменены понятия "Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера" с "Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", поскольку в соответствии со статьей 1 Закона N 4520-1-ФЗ действие данного закона распространяется на лиц, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, а потому социальные гарантии в виде досрочного назначения социальной пенсии распространяются на малочисленные народы, которые проживают в указанных условиях, тогда как то, что истец относится к малочисленным народам именно Севера в суде установлено не было.
Проверив материалы дела, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного рассмотрения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения жалобы и отмены определения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что Максимов В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по национальности вепс, проживающий в муниципальном образовании "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области". 06 февраля 2013 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как лицу из числа малочисленных народов Севера.
Решением пенсионного органа от 15 февраля 2013 года в назначении указанной пенсии Максимову В.С. отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности "вепсы", но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует подпункт 4 пункта 1 статьи 11 ФЗ N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Согласно Перечня районов Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Решением пенсионного органа от 06.03.2013 N во изменение решения от 15.02.2013 подтверждено отсутствие у Максимова В.С. права на социальную пенсию, так как она постоянно не проживает в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при достижении Максимовым В.С. возраста 55 лет у него возникло право на назначение спорной пенсии, поскольку истцом доказаны как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факты проживания на территории муниципального образования "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", которое отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р, и занятия ФИО1 традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение социальной пенсии имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесенные к категории малочисленных народов специальным Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областях.
Вепсы включены также в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 53б-р.
Кроме того, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было издано распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 N 631-р, которым утвержден "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". В этот Перечень включены, в числе прочих, Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (Винницкое сельское поселение).
Таким образом, вепсам, проживающим на указанной территории, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Как установлено судом первой инстанции, Максимов В.С. является вепсом, что подтверждается свидетельством о ее рождении, относится к коренным малочисленным народам, постоянно проживает на территории традиционного расселения своих предков - "адрес", достиг возраста 55 лет, занимается традиционной хозяйственной деятельностью вепсов: рыболовством, охотой, огородничеством, сбором в лесу ягод, заготовкой мяса.
С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области от 15 февраля 2013 года N об отказе в назначении социальной пенсии Максимову В.С.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.