Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 августа 2013 г. по делу N 33А-1044
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Линкина А.И.,
судей: Коронца А.А.,
Неустроева В.С.,
при секретаре Саакяне А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 13 марта 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления подполковника ФИО2 об оспаривании действий (бездействия) директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - директор ДЖО МО РФ) и начальника N отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник отдела РУ ЖО МО РФ), связанных с невнесением данных в реестр о составе семьи заявителя и не распределением ему жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО8 на состав семьи из 4-х человек уполномоченным органом 22 декабря 2010 года было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 76,89 кв.м. Однако решением начальника отдела РУ ЖО МО РФ от 25 декабря 2012 года N 1/ТС/232/0 ему было отказано в предоставлении по договору социального найма распределенной ему квартиры в связи с превышением нормы распределенного жилого помещения.
Полагая свои права нарушенными, ФИО8 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации внести изменения в реестр для признания нуждающихся в жилых помещениях, исключив из него его супругу ФИО1, в связи с обеспеченностью жильем;
- обязать начальника отдела РУ ЖО МО РФ заключить с ним с учетом состава семьи из 3-х человек договор социального найма на жилое помещение в виде отдельной 3-х квартиры, общей площадью 76, 89 кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО8 отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований ФИО8 в полном объеме, поскольку суд неправильно определил общую площадь жилого помещения, которая может быть предоставлена заявителю.
В обоснование апелляционной жалобы, ссылаясь на ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обращает внимание на то, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность или по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Указывает на то, что согласно Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N 1550, компенсация затрат федерального бюджета за излишне предоставленную общую площадь жилого помещения может быть равна стоимости 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
Таким образом, считает автор апелляционной жалобы, при исключении супруги ФИО8 из числа нуждающихся в обеспечении жильем на семью заявителя из 3-х человек может быть предоставлено жилое помещение общей площадью 72 кв.м. Оставшуюся разницу в 4, 89 кв.м. в распределенной ему квартире ФИО8 готов оплатить.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу заявления ФИО8.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включения их в списки очередников на получение таковых, обеспечения жильем и снятия с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с требованиями пунктов 1 и 3 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Таким образом, на основании указанной нормы заявитель на состав семьи 4 человека имеет право на получение жилого помещения общей площадью не более (18 +18 +18+ 18 +9) = 81 кв.м.
Порядок реализации права на жилище определен в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280. Названная Инструкция вступила в законную силу с 7 ноября 2010 года.
В соответствии с частью 8 статьи 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. При этом не имеет значения место расположения жилого помещения, находящегося у гражданина.
Согласно материалам дела жена заявителя - ФИО1, являясь собственником ? доли (28, 42 кв.м) жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", совершила 25 февраля 2011 года сделку по отчуждению указанного жилого помещения.
Как видно из материалов дела, основанием для отказа начальником отдела РУ ЖО МО РФ в решении от 25 декабря 2012 года N 1/ТС/232/0 со ссылкой на положения части 8 статьи 57 ЖК РФ в предоставлении ФИО8 на состав семьи из 4-х человек 3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 76,89 кв.м., явилось то, что жилое помещение предоставлено заявителю с превышением установленных законом норм, поскольку супруга заявителя, будучи собственником ? доли (28, 42 кв.м) жилого помещения, совершила 25 февраля 2011 года сделку по отчуждению указанного жилого помещения.
Пунктом 16 Инструкции определено, что решение о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением. При вынесении решения об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения военнослужащим, мотивированный отказ в предоставлении распределенных жилых помещений. Кроме того, пунктом 14 указанной Инструкции предусмотрено, что размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
С учетом положений статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", требований части 8 статьи 57 ЖК РФ заявитель на состав семьи четыре человека имеет право на получение жилого помещения общей площадью не более (18х4=72; 72+9=81; 81-28, 42 = 52, 58) 52, 58 кв.м.
Таким образом, превышение общей площади распределённой ФИО8 квартиры составило (76, 89 - 52, 58) = 24, 31.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что начальник отдела РУ ЖО МО РФ, отказав в предоставлении ФИО8 на состав семьи из 4-х человек 3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 76, 89 кв.м., действовал в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 16 Инструкции, поскольку превышение общей площади распределённой заявителю квартиры составило 24, 31 кв.м., то есть более установленной законом нормы.
Мнение, выраженное в апелляционной жалобе о том, что на семью заявителя из 3-х человек может быть предоставлено жилое помещение общей площадью 72 кв.м., противоречит требованиям пунктов 1 и 3 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а поэтому является ошибочным.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 13 марта 2013 года по заявлению ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.