Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 08 августа 2013 г. по делу N 33А-983
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Коронца А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н.,
Линкина А.И.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф., с участием представителя заявителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 14 мая 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления майора ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части N и руководителя Федерального казенного учреждения Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЕРЦ МО РФ), связанных с невыплатой заявителю денежной компенсации за поднаем жилого помещения и денежных средств на приобретение лекарственных препаратов.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходящему военную службу по контракту в войсковой части N, командиром этой воинской части было отказано в выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения за период с февраля 2012 года по настоящее время и денежных средств, затраченных им на приобретение лекарственных препаратов.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать командира войсковой части N издать приказы о выплате ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения за период с февраля 2012 года по настоящее время и о выплате денежных средств, затраченных им на приобретение лекарственных препаратов, а руководителя ЕРЦ МО РФ выплатить ему вышеназванные денежные средства.
Кроме того, заявитель просил суд возместить ему судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы, ссылаясь на пункты 5, 11 и 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, считает, что он имеет право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, поскольку признан нуждающимся в жилом помещении.
Обращает внимание на то, что его рапорт от 2 февраля 2012 года о выплате ему указанной денежной компенсации не был зарегистрирован по вине командования воинской части.
Полагает, что пояснения представителя командира воинской части о возможности обеспечить его общежитием не может являться доказательством по делу, поскольку у командования воинской части не имеется в оперативном управлении какого-либо служебного жилья.
Ссылаясь на ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", абзац 2 статьи 1 и статью 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" полагает, что он имеет право на возмещение денежных средств, затраченных им на приобретение лекарственных препаратов.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и размер названной денежной компенсации регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235.
Таким образом, согласно норм действующего законодательства только при отсутствии служебного жилья или общежития воинские части имеют право арендовать жилые помещения для обеспечения военнослужащих или по их желанию ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
Согласно сообщению начальника Чкаловского ремонтно-эксплуатационного района территориального филиала "Ногинский" открытого акционерного общества "Славянка" от 10 ноября 2011 года в адрес командира войсковой части N, в общежитиях имеются места для заселения военнослужащих.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у командования воинской части оснований для выплаты ФИО1 денежной компенсации за поднаем жилого помещения с февраля 2012 года по настоящее время, поскольку имеется возможность размещения его в общежитии.
Довод апелляционной жалобы о том, что рапорт заявителя от 2 февраля 2012 года о выплате ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения не был зарегистрирован по вине командования воинской части, материалами дела не подтверждается. Кроме того, из имеющегося в материалах дела сообщения начальника штаба войсковой части N следует, что ФИО1 с рапортом от 2 февраля 2012 года о выплате ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения к командованию воинской части не обращался.
Согласно пунктов 2 и 7 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения).
Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 - 6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" определено оказывать за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам, выданным врачами медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и учреждений (далее - военно-медицинские учреждения) Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатно.
Таким образом, согласно названной норме, военнослужащие обеспечиваются лекарственными средствами бесплатно по рецептам, выданным врачами медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО1, проходящий военную службу по контракту в войсковой части N, стоит на медицинском обеспечении в поликлинике N Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н.Бурденко, которая территориально находится по месту его жительства. В период с 9 июля по 16 августа 2012 года заявитель находился на стационарном лечении в названном госпитале. В соответствии с выписным эпикризом от 16 августа 2012 года ему был рекомендован прием определенных лекарственных препаратов.
Согласно протоколу судебного заседания представитель заявителя пояснил суду первой инстанции, что ФИО1 в поликлинику за получением рекомендованных ему лекарств не обращался, а пошел и купил их в аптеке.
Каких-либо иных данных об обращении заявителя в установленном порядке в военно-медицинские учреждения по вопросу выдачи ему лекарственных препаратов, ФИО1 или его представителем суду представлено не было.
На основании изложенного, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у командования воинской части оснований для выплаты ФИО1 денежных средств, затраченных им на приобретение лекарственных препаратов, поскольку заявителем указанные препараты были приобретены по своему усмотрению без рецепта врача.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Реутовского гарнизонного военного суда от 14 мая 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.