Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 01 августа 2013 г. по делу N 33А-972
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Серазитдинова Э.Т. и Балабанова Н.Н.,
при секретаре Новиковой Е.В., с участием заявителя ФИО1 и его представителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 24 мая 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части "данные изъяты" старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании действий начальника 1-го отдела Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1-й отдел "Западрегионжилье"), связанных с предоставлением жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., объяснения заявителя и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела, решением начальника 1-го отдела "Западрегионжилье" от 21 февраля 2013 года N 1-403/2013 ФИО1 была предоставлена по договору социального найма однокомнатная квартира в городе Балашихе общей площадью 37,7 кв. м., с превышением установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, на 1,7 кв.м., которые ему было предложено оплатить за счет собственных средств.
Полагая, что данное жилое помещение должно быть предоставлено ему в собственность и считая в связи с этим свои права нарушенными, ФИО1 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить вышеуказанное решение начальника 1-го отдела "Западрегионжилье", а также признать его право на передачу ему названного жилого помещения в собственность, возложив соответствующую обязанность на указанное должностное лицо.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить, в обоснование чего указывает, что суд первой инстанции не дал оценки его праву на получение жилого помещения в собственность.
Ссылается в связи с этим на приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации", в соответствии с которым одной из функций Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является принятие решений по вопросам предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность.
Кроме того, автор жалобы приводит постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", согласно которому указанным уполномоченным органом военнослужащему выдается соответствующая выписка из решения о предоставлении жилья в собственность, которая является основанием для государственной регистрации данного права.
ФИО1 также ссылается на пункт 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и считает несостоятельным вывод суда о том, что он не обращался в установленном порядке с заявлением о предоставлении ему в собственность указанного жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, действительно, согласно пункту 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 года гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 данного Федерального закона, за счет: единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения; собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.
Вместе с тем, в силу абз. 12 пункта 1 статьи 15 того же Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, при наличии указанных в законе оснований жилые помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства предоставляются по их выбору в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма. Порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 утверждены Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, а во исполнение данного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 1850 утвержден Порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
К категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" относятся, в частности, прапорщики и мичманы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года.
ФИО1, как видно из материалов дела и верно установил суд первой инстанции, заключил первый контракт о прохождении военной службы в 1993 году, то есть до указанной выше даты, поэтому он не относится к названной категории военнослужащих и, соответственно, у него отсутствуют основания для получения жилого помещения в собственность по решению федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Этот вывод не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 мая 2013 года N 693-О, согласно которому, установив для военнослужащих, подлежащих обеспечению (начиная с 1998 года) на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями, особый порядок обеспечения их жилыми помещениями при увольнении с военной службы, федеральный законодатель в то же время сохранил в действующем правовом регулировании ранее существовавшие правила обеспечения жилыми помещениями по избранному в связи с увольнением постоянному месту жительства военнослужащих, вступивших в военно-служебные отношения до введения этого особого порядка.
Подобный подход, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, свидетельствует о намерении законодателя обеспечить преемственность нормативного регулирования права на жилище тех военнослужащих, на которых не распространяются новые, дополнительные формы обеспечения жилищных прав, не допустив при этом снижения ранее достигнутого уровня их социальной защищенности.
При этом заявитель не лишен возможности получения жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному по существу выводу об отсутствии нарушения прав заявителя со стороны должностного лица, действия которого им оспариваются, и правильно отказал в удовлетворении заявления ФИО1.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 24 мая 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского
окружного военного суда Н.Н. Балабанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.