Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 августа 2013 г. по делу N 33А-1027
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Линкина А.И.,
судей: Коронца А.А.,
Неустроева В.С.,
при секретаре Саакяне А.А., с участием заявителя ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления капитана запаса ФИО1 об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - директор ДЖО МО РФ), связанных с отказом в предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 в сентябре 2011 года на состав семьи один человек была распределена 2-х комнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 53, 8 кв.м. Однако решением директора ДЖО МО РФ от 28 февраля 2013 года N 194/1/14731 ему было отказано в предоставлении названного жилого помещения по договору социального найма, поскольку им не представлена справка о сдаче жилого помещения по прежнему месту военной службы.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил обязать директора ДЖО МО РФ предоставить ему жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", и заключить с ним договор социального найма.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы, ссылаясь на ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обращает внимание на то, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Указывает на то, что в настоящее время занимаемое им жилое помещение, расположенное в "адрес", является муниципальной собственностью, и он не может сдать его уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, в связи с расторжением брака он обратился в суд к бывшей супруге с иском об изменении договора найма этого жилого помещения, однако решением Боровского районного суда Калужской области от 31 мая 2011 года ему было в этом отказано.
Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включения их в списки очередников на получение таковых, обеспечения жильем и снятия с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами.
Пунктом 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, определено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ. Жилые помещения, договоры социального найма которых не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно материалам дела ФИО1 получил в 2003 году на состав семьи из 4-х человек от Министерства обороны Российской Федерации 2-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 47,3 кв.м., в которой зарегистрирован и проживает по настоящее время. В 2009 году брак заявителя был расторгнут. Решением Боровского районного суда Калужской области от 31 мая 2011 года ему было отказано в иске к бывшей жене об изменении договора найма этого жилого помещения.
Таким образом, ФИО1, получив в 2003 году от Министерства обороны Российской Федерации на состав семьи из 4-х человек жилое помещение в городе "адрес", распорядился им по своему усмотрению и вновь претендует на получение жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации.
Применив в системном единстве положения Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, суд сделал всесторонне аргументированный вывод о том, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании изложенного, вопреки мнению, выраженному в апелляционной жалобе, суд обоснованно отказал ФИО1 в удовлетворении требования о возложении на директора ДЖО МО РФ обязанности предоставить ему жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", и заключить с ним договор социального найма.
Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, а доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иному толкованию приведенного законодательства, находит несостоятельными.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что занимаемое им жилое помещение, расположенное в "адрес", является в настоящее время муниципальной собственностью беспредметна, поскольку из имеющегося в материалах дела сообщения главы Администрации городского поселения " "адрес"" от 31 июля 2013 года следует, что указанное жилое помещение является служебным и предназначено для повторного заселения военнослужащими "адрес" гарнизона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.