Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 19 сентября 2013 г. по делу N 33А-1202
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н.
при секретаре Татарченко Н.М., с участием представителя военного прокурора Московской городской военной прокуратуры майора юстиции Карпович Э.Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части "данные изъяты" ФИО7 на решение Московского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2013 года, согласно которому частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части "данные изъяты" подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командира той же воинской части и руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ЕРЦ МО РФ), связанных с исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, 12 октября 2012 года с ФИО1, в июне 2006 года достигшем предельного возраста пребывания на военной службе, на предмет предстоящего увольнения с военной службы командиром воинской части проведена беседа, в ходе которой заявитель возражал против, желая продолжать военную службу, а также указал на не ознакомление его с произведенным подсчетом выслуги лет на пенсию. При этом желания пройти военно-врачебную комиссию (далее - ВВК) он не высказывал.
На основании представления командира воинской части от 29 ноября 2012 года ФИО1 приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 2293 уволен с военной службы в запас по подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом этого же должностного лица от 12 декабря 2012 года N 2229 с 12 января 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.
Полагая процедуру увольнения с военной службы нарушенной, в рапорте от 9 января 2013 года, оставшемся без реализации, заявитель просил командира воинской части о приостановлении исключения его из списков личного состава воинской части в связи с тем, что им не пройдена ВВК, от которой он не отказывался; с расчетом выслуги лет на пенсию ознакомлен не был; ни один из периодов его участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта не подтвержден, а в личном деле отсутствуют выписки из приказов командира войсковой части "данные изъяты" от 31 января 2000 года N 8, 11 февраля 2000 года N 27, от 1 марта 2000 года N 39 и от 8 августа 2008 года, а также выписки из приказов начальника объединенного штаба группы по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта от 17 и 18 октября 2008 года, NN 265 и 266, по его мнению, подтверждающие вышеприведенные обстоятельства и дающие ему право на льготное исчисление выслуги лет на пенсию.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором среди прочих требований просил признать незаконным приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 декабря 2012 года в части, касающейся исключения его из списков личного состава воинской части с 12 января 2013 года, обязав данное должностное лицо изменить указанную дату на более позднюю, с учетом предоставления ему всех видов отпусков и выплаты денежных средств.
Он также просил суд возложить на командира войсковой части "данные изъяты" обязанность направить его на ВВК, подготовить выписки из приказов командира войсковой части "данные изъяты" от 31 января 2000 года N 8, 11 февраля 2000 года N 27, от 1 марта 2000 года N 39 и от 8 августа 2008 года и выписки из приказов начальника объединенного штаба группы по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта от 17 и 18 октября 2008 года, NN 265 и 266, которые вместе с личным делом направить в уполномоченный Министерством обороны Российской Федерации орган для повторного подсчета его выслуги лет на пенсию.
Гарнизонный военный суд требования ФИО1 удовлетворил частично.
В частности, суд обязал Министра обороны Российской Федерации внести изменения в оспоренный заявителем приказ от 12 декабря 2012 года и с учетом предоставления ему дополнительного отпуска за 2013 год продолжительностью 15 суток установить дату исключения ФИО1 из списков личного состава воинской части с 28 января 2013 года, взыскав с ЕРЦ МО РФ за период с 13 по 28 января 2013 года причитающееся ему денежное довольствие.
Суд первой инстанции также обязал командира войсковой части 42829 выдать заявителю направление для прохождения ВВК, подготовить и направить в отдел военного комиссариата Московской области по городам Щелково, Фрязино, Лосино-Петровский и Щелковскому району выписки из вышеупомянутых приказов командира войсковой части "данные изъяты" и начальника объединенного штаба группы по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. В остальной части требований заявителя судом было отказано.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части 42829, выражая не согласие с решением суда первой инстанции, в части возложенных на командира воинской части обязанностей, просит его отменить и принять по делу на новое решение об отказе заявителю в удовлетворении данных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что при принятии решения без внимания суда осталось то, что в соответствии с Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 350, направление военнослужащего на медицинское освидетельствование осуществляется перед увольнением с военной службы и по его желанию, которого заявитель при проведении с ним 12 октября 2012 года беседы не изъявил.
Обращает внимание на то, что заявитель, уволенный с военной службы, по своему обращению в военный комиссариат в соответствии с пунктом 214 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 200, не лишен в настоящее время возможности определить свою категорию годности к военной службе на момент увольнения с нее.
Автор жалобы также отмечает, что в полномочия командира войсковой части "данные изъяты" не входит обязанность готовить выписки из приказов других должностных лиц, их издавших.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя требование заявителя о возложении на командира воинской части обязанности выдать ФИО1 направление для прохождения ВВК, суд первой инстанции исходил из того, что данная возможность прохождения ВВК военнослужащим, уволенным с военной службы, предусмотрена п. 39 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123, согласно которому граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку без проведения медицинского освидетельствования, могут быть освидетельствованы военно-врачебными комиссиями соответствующих федеральных органов исполнительной власти для определения категории их годности к военной службе на момент увольнения независимо от причин и времени увольнения. При этом пришел к выводу, что о направлении на ВВК заявитель просил командира воинской части в рапорте от 9 января 2013 года, который командованием воинской части необоснованно был оставлен без реализации.
Вместе с тем такой вывод суда первой инстанции сделан ввиду на неправильного определения обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, и основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно подп. "а" п. 22 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации направление военнослужащего на медицинское освидетельствование осуществляется перед увольнением с военной службы и по его желанию, то есть имеет заявительный характер.
Как видно из материалов дела, ФИО1 при проведении с ним 12 октября 2012 года беседы желание о направлении на медицинское освидетельствование перед увольнением с военной службы не заявлял, а впервые сообщил об этом в рапорте от 9 января 2013 года, то есть в период времени, когда в отношении него уже издан был приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2012 года об увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, и когда в отношении него командованием части были начаты мероприятия, предусмотренные п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, по производству с ним окончательного расчета по всем видам довольствия.
В связи с тем, что ФИО1 перед увольнением с военной службы не изъявлял желания о направлении на ВВК и приказ об увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе не оспаривал, довод автора апелляционной жалобы об отсутствии со стороны командира воинской части нарушения прав заявителя в связи с не направлением его на ВВК, судебная коллегия признает обоснованным.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником) и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
Таким образом, вопросы, связанные с подсчетом выслуги лет на военной службе, разрешаются до представления военнослужащего к увольнению с военной службы и, соответственно, до издания приказа об увольнении с военной службы.
Из материалов гражданского дела следует, что 13 сентября 2012 года Департаментом Финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации произведен расчет выслуги лет заявителя, которая в календарном исчислении составила 33 года, а в льготном - 28 лет.
Этими же материалами подтверждается, что 12 октября 2012 года, то есть перед представлением к увольнению с военной службы, с заявителем командиром воинской части была проведена беседа, в листе которой содержались сведения о его календарной (33 года 2 месяца) и общей, с учетом льготного исчисления (62 года) выслуге лет. Указанная выслуга не оспаривалась заявителем, однако он просил ознакомить его с произведенным подсчетом выслуги лет, чего сделано не было.
Согласно послужному списку ФИО1, последний на военной службе с июля 1979 года. Сведений о том, что в период с января по март 2000 года, в августе и в октябре 2008 года он проходил службу в распоряжении командира войсковой части "данные изъяты" либо начальника объединенного штаба группы по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, в послужном списке не содержится.
Поскольку в упомянутые выше периоды времени заявитель не проходил службу в распоряжении должностных лиц, подготовку выписок из приказов которых суд первой инстанции возложил на командира войсковой части "данные изъяты" не проходил, то у командира этой воинской части отсутствовали основания для документального подтверждения периода службы заявителя на льготных условиях.
Более того, о чем справедливо указано в апелляционной жалобе, подготовка выписок из приказов других должностных лиц, со всей очевидностью, не является обязанностью командира войсковой части 42829, поскольку относится к компетенции кадрового органа воинской части, командиром которой издан тот или иной приказ.
При таких данных решение суда в части возложенной на командира войсковой части "данные изъяты" обязанности выдать ФИО1 направление для прохождения ВВК, а также подготовить выписки из приказов командира войсковой части "данные изъяты" и начальника объединенного штаба группы по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, и неправильным применении норм материального права, подлежит отмене, а в удовлетворении соответствующих требований заявителя следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2013 года по заявлению ФИО1 в части удовлетворения его требований о возложении на командира войсковой части "данные изъяты" обязанности выдать заявителю направление для прохождения военно-врачебной комиссии, а также подготовить и направить в отдел военного комиссариата Московской области по городам Щелково, Фрязино, Лосино-Петровский и Щелковскому району выписки из приказов командира войсковой части "данные изъяты" от 31 января 2000 года N 8, 11 февраля 2000 года N 27, от 1 марта 2000 года N 39 и от 8 августа 2008 года и выписки из приказов начальника объединенного штаба группы по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта от 17 и 18 октября 2008 года, NN 265 и 266 - отменить, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, и принять в этой части по делу новое решение.
В удовлетворении требований ФИО1 о возложении на командира войсковой части "данные изъяты" обязанности выдать заявителю направление для прохождения военно-врачебной комиссии, а также подготовить и направить в отдел военного комиссариата Московской области по городам Щелково, Фрязино, Лосино-Петровский и Щелковскому району выписки из приказов командира войсковой части "данные изъяты" от 31 января 2000 года N 8, 11 февраля 2000 года N 27, от 1 марта 2000 года N 39 и от 8 августа 2008 года и выписки из приказов начальника объединенного штаба группы по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта от 17 и 18 октября 2008 года, NN 265 и 266 - отказать.
В остальной части решение Московского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения.
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда Зинюшин Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.