Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 12 сентября 2013 г. по делу N 33А-1191
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение 235 гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части "данные изъяты" капитана ФИО1 об оспаривании решения начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел), связанного с отказом в принятии на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 в период прохождения военной службы на основании ордера от 28 марта 1990 года на состав семьи 3 человека (он, супруга и их сын Владимир, 1989 г.р. предоставлена однокомнатная "адрес", расположенная по адресу: "адрес", "адрес", которая 24 февраля 1998 года приватизирована его супругой и сыном и 24 марта того же года ими продана.
26 марта 1998 года за счет средств, вырученных от продажи вышеуказанной квартиры, жена и сын заявителя стали собственниками двухкомнатной "адрес", расположенной по адресу: "адрес", "адрес".
В 1992 году заявитель уволен с военной службы и в декабре 1999 года вновь поступил на нее, заключив первый контракт о прохождении военной службы.
28 марта 2012 года ФИО1 в целях получения жилого помещения по договору социального найма обратился в 1 отдел с заявлением о принятии на жилищный учет составом семьи 2 человека (с дочерью Дарьей, 2010 г.р.), в чем ему было отказано решением начальника 1 отдела от 20 апреля 2012 года.
Вступившим в законную силу решением 235 гарнизонного военного суда от 11 апреля 2013 года указанный отказ должностного лица признан незаконным и на него судом возложена обязанность повторно рассмотреть обращение заявителя о принятии на жилищный учет.
Решением начальника 1 отдела от 3 июня 2013 года заявителю отказано в принятии на жилищный учет, в том числе, в связи с тем, что он, как ранее обеспеченный Министерством обороны Российской Федерации жилым помещением, распорядился им и не может его установленным порядком сдать, а поэтому не имеет права на повторное обеспечение жильем.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение начальника 1 отдела от 3 июня 2013 года и обязать названное должностное лицо принять заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В жалобе, со ссылкой на положения п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в частности ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и неприменение ст. 31 ЖК РФ.
Утверждает, что в соответствии со ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации какого-либо права на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", он и его дочь не имеют, поскольку в нем не зарегистрированы и совместно с собственниками не проживают.
Обращает внимание на то, что данное жилье приобретено его женой и сыном за счет вырученных ими денежных средств от продажи, хотя и распределенного ранее ему жилого помещения, однако после его отказа в приватизации этого жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших жилое помещение от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, поставлена под условие обязательной сдачи военнослужащим и членами его семьи жилого помещения, ранее предоставленного по предыдущему месту службы.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился ранее полученным от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из материалов дела следует, что заявитель в период прохождения военной службы 28 марта 1990 года на состав семьи 3 человека Министерством обороны Российской Федерации был обеспечен однокомнатной квартирой N 46, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", от приватизации которой он отказался в пользу супруги и сына, что позволило указанным членам его семьи 24 февраля 1998 года получить ее в собственность, а в дальнейшем 24 марта того же года - продать.
Таким образом, поскольку ФИО1 ранее был обеспечен Министерством обороны Российской Федерации жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а равно просить о принятии на жилищный учет, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
На основании вышеизложенного и, вопреки мнению автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФИО1.
По вышеприведенным основаниям доводы автора жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права являются несостоятельными.
Утверждение в жалобе заявителя о том, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", "адрес", приобретенная его супругой и сыном, в соответствии с п. 1 ст. 36 СК РФ является их собственностью, владеть и распоряжаться которой он с дочерью не могут, так как в ней не зарегистрированы и совместно с собственниками не проживают, не свидетельствует о незаконности обжалованного судебного постановления, поскольку эти данные не предполагают права заявителя на повторное обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 235 гарнизонного военного суда от 20 июня 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно:
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.