Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 12 сентября 2013 г. по делу N 33А-1176
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе: председательствующего - Караблина А.А., судей: Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н., при секретаре Татарченко Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тверского гарнизонного военного суда от 28 июня 2013 года, согласно которому о
город Москва
12 сентября 2013 года
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тверского гарнизонного военного суда от 28 июня 2013 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего "Научно-исследовательского центра (г. Тверь) 4 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации" (далее - НИЦ 4 ЦНИИ МО РФ) подполковника ФИО1 об оспаривании действий начальника территориального отделения по Тверской области - городу Твери федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО9, заключившему контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в период прохождения военной службы на состав семьи два человека (он, супруга ФИО5) в 1996 году распределена однокомнатная "адрес", расположенная в закрытом военном городке по адресу: "адрес", "адрес", в которой они зарегистрировались.
Рапортом от 25 января 2000 года заявитель в связи с переводом к новому месту службы во 2 ЦНИИ МО РФ (в настоящее время подразделение НИЦ 4 ЦНИИ МО РФ) просил о принятии на жилищный учет составом семьи 2 человека.
Решением начальника и жилищной комиссии 2 ЦНИИ МО РФ от 11 апреля 2000 года (протокол N 1) вышеуказанный рапорт удовлетворен, и ФИО9 указанным составом семьи принят на жилищный учет.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 8 ноября 2000 года брак между заявителем и Эйнатян прекращен, с 30 ноября того же года он снят с регистрационного учета по адресу вышеуказанной квартиры, расположенной в "адрес".
На основании рапорта ФИО9 от 24 сентября 2001 года решением начальника и жилищной комиссии 2 ЦНИИ МО РФ от 22 марта 2002 года его бывшая супруга Эйнатян снята с жилищного учета.
13 сентября 2004 года ФИО9 зарегистрирован по адресу 2 ЦНИИ МО РФ, а именно "адрес".
22 июня 2004 года заявителем заключен брак с ФИО6, являющейся с 29 ноября 1999 года собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 35,5 кв.м., а 10 июля того же года у них родилась дочь Анна, которая зарегистрирована по адресу 2 ЦНИИ МО РФ и по рапорту заявителя от 24 августа 2004 года принята совместно с ним на жилищный учет на основании решения жилищной комиссии от 8 декабря того же года.
Вступившим в законную силу решением Ногинского городского суда Московской области от 8 декабря 2004 года в удовлетворении иска ФИО9 к ФИО11 об изменении договора найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" - отказано, в том числе в связи с тем, что заявитель в ней не проживает, не зарегистрирован.
После исключения распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 1563-р "адрес"- "адрес" из перечня закрытых военных городков, жилое помещение, расположенное в "адрес", в июле 2010 года приватизировано бывшей супругой заявителя ФИО10.
Извещением ВрИД директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 5 апреля 2012 года ФИО9, включенному составом семьи 2 человека (с дочерью Анной, 10 июля 2004 г.р.) в реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, распределена однокомнатная "адрес", расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 42,1 кв.м., с получением которой он был согласен.
Решением начальника территориального отделения от 17 мая 2013 года заявителю отказано в предоставлении вышеуказанного жилого помещения в связи с тем, что он не может установленным порядком сдать жилое помещение, ранее распределенное ему Министерством обороны Российской Федерации в "адрес"- "адрес".
Полагая свои права нарушенными, ФИО9 обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника территориального отделения от 17 мая 2013 года и обязать данное должностное лицо предоставить ему распределенное в г. Твери на состав семьи 2 человека жилое помещение.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В жалобе, со ссылкой на вышеприведенные обстоятельства и положения ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указывает, что судом первой инстанции допущено нарушение и неправильное применение вышеуказанных норм материального права.
Обращает внимание на обстоятельства, связанные с тем, что им были приняты все необходимые меры по сдаче ранее полученного от Министерства обороны Российской Федерации жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка.
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. При этом реализация данного права военнослужащих, ранее получивших жилое помещение от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, поставлена под условие обязательной сдачи военнослужащим и членами его семьи жилого помещения, ранее предоставленного по предыдущему месту службы.
Как видно из материалов дела, заявителю и его супруге Эйнатян в 1996 году распределена однокомнатная "адрес", расположенная в закрытом военном городке по адресу: "адрес", "адрес", в которой они зарегистрировались.
Этими же материалами дела подтверждается то, что 8 ноября 2000 года брак между ФИО9 и Эйнатян прекращен, а с 30 ноября того же года он снялся с регистрационного учета по адресу вышеуказанной квартиры. После его выезда из этой квартиры и исключения из перечня закрытых военных городков "адрес", ФИО12 в июле 2010 года приватизировала это жилое помещение.
Таким образом, поскольку ФИО9 ранее был обеспечен Министерством обороны Российской Федерации жилым помещением, а, снявшись с регистрационного учета в нем и выехав из него, добровольно прекратил право пользования квартирой N, расположенной по адресу:, "адрес"- "адрес", "адрес", тем самым по собственному усмотрению распорядился выделенным ему жильем, не сдав его в установленном порядке квартирным органам Министерства обороны Российской Федерации, то при таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя права на повторное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", является верным.
Довод автора жалобы о его праве на распределенную квартиру в связи с отсутствием у него в соответствии с п. 1 ст. 36 СК РФ права владения и распоряжения ей, не свидетельствует о незаконности обжалованного судебного постановления, поскольку, как указано выше, ФИО9, не сдав в установленном порядке ранее распределенное ему в "адрес"- "адрес" жилое помещение, права на повторное обеспечение жильем от Министерства обороны Российской Федерации не имеет.
По вышеприведенным основаниям обстоятельства, связанные с тем, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по сдаче ранее полученного от Министерства обороны Российской Федерации жилья не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции, поскольку это жилое помещение фактически не было им сдано военному ведомству.
Вопреки мнению автора жалобы, нарушений норм материального права, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения гарнизонного военного суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского гарнизонного военного суда от 28 июня 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.