Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 26 сентября 2013 г. по делу N 33А-1243
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А.,
судей -
Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя и его представителя ФИО5, представителя руководителя Пограничной службы ФСБ России ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 3 июля 2013 года, согласно которому военнослужащему Пограничной службы ФСБ России майору ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий руководителя той же службы, связанных с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения заявителя и его представителя в обоснование апелляционной жалобы и объяснения представителя должностного лица, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и в 2008 году прибывший к новому месту службы в город Москву, рапортом от 7 октября 2010 года просил жилищную комиссию воинской части о принятии на жилищный учет в служебном жилом помещении.
Решением Центральной жилищной комиссии Пограничной службы ФСБ России от 23 декабря 2010 года заявителю отказано в принятии на указанный учет. Полагая отказ незаконным, ФИО1 обжаловал его в военном суде.
Решением Московского гарнизонного военного суда от 5 мая 2011 года заявление ФИО1 в части оспаривания решения жилищной комиссии от 23 декабря 2010 года удовлетворено, а на данную комиссию судом возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке заявителя на жилищный учет для получения служебного жилого помещения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 28 июля 2011 года решение суда первой инстанции отменено и принято по делу новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении его заявления.
Постановлением Президиума Московского окружного военного суда от 16 ноября 2011 года кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 28 июля 2011 года - отменено, а решение суда первой инстанции от 5 мая 2011 года - оставлено в силе.
Во исполнение принятых судебных постановлений, решением Центральной жилищной комиссии Пограничной службы ФСБ России от 20 февраля 2012 года (протокол N 1) решение данной комиссии от 23 декабря 2010 года отменено и принято решение о принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения с даты подачи рапорта, то есть с 7 октября 2010 года.
Рапортом от 25 декабря 2012 года заявитель просил о выплате с 12 января 2009 года денежной компенсации за наем жилого помещения, осуществляемого в городе Москве.
На основании приказа командира войсковой части "данные изъяты" от 20 февраля 2013 года N 71 вышеуказанный рапорт ФИО1 частично удовлетворен и требуемая им денежная компенсация за наем жилого помещения к выплате определена за период с 7 октября 2010 года по 22 апреля 2012 года и с 23 апреля 2012 года по 23 марта 2013 года.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия руководителя Пограничной службы ФСБ России, связанные с отказом в выплате оспоренной им денежной компенсации за период с 12 января 2009 года по 6 октября 2010 года, которую просил обязать выплатить ему с применением сводного индекса потребительских цен на товары и услуги, установленные в городе Москве.
Он также просил суд взыскать в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей и оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы он указывает, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей" ему, как военнослужащему, прибывшему на новое место службы, до получения жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, должно быть предоставлено служебное жилое помещение, а в случае отсутствия такового ежемесячно выплачиваться денежная компенсация за наем жилого помещения.
Полагает необоснованной ссылку суда первой инстанции на приказ ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590, утвердивший Правила организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, поскольку этот приказ не должен быть применен к спорным правоотношениям, возникшим до его издания.
Со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N КАС10-311 и приказ ФСБ России от 9 ноября 2005 года N 665 "О мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909" указывает, что условиями выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений являются необеспеченность их жилыми помещениями по месту военной службы, что установлено постановлением Президиума Московского окружного военного суда от 16 ноября 2011 года по & #0; 0;
??????? Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Частью 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, вопреки ошибочному мнению автора жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выплата денежной компенсации за поднаем жилого помещения прямо предусмотрена Федеральным законом "О статусе военнослужащих" только в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, признанных в установленном действующим законодательством порядке, нуждающимися в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, во исполнение вступившего в законную силу решения Московского гарнизонного военного суда от 5 мая 2011 года, ФИО1 решением Центральной жилищной комиссии Пограничной службы ФСБ России от 20 февраля 2012 года (протокол N 1) принят на учет в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения с 7 октября 2010 года.
Поскольку гарнизонный военный суд достоверно установил, что ФИО1 нуждающимся в жилом помещении специализированного жилого фонда по месту службы признан только с 7 октября 2010 года и ранее указанной даты на жилищном учете не состоял, с рапортами о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения не обращался, а равно как и не оспаривал бездействие командования по необеспечению его до октября 2010 года служебным жилым помещением, то при таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии у заявителя права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения за оспоренный им период времени.
С учетом изложенного, ссылки автора апелляционной жалобы на определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N КАС10-311 и приказ ФСБ России от 9 ноября 2005 года N 665 являются безосновательными, поскольку не предусматривают возможность выплаты оспоренной заявителем денежной компенсации военнослужащим, не признанным в установленном действующим законодательством порядке, нуждающимися в жилых помещениях специализированного жилого фонда.
При этом указание в обжалованном судебном постановлении на приказ ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590 не свидетельствует о его незаконности, поскольку вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований заявителя сделан на основе анализа норм действующего законодательства, в частности положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривающих, что только в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, признанных в установленном действующим законодательством порядке, нуждающимися в них, им выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда 3 июля 2013 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.