Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Мурманский губернский флот" Пушкаревой Ю.С. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 июля 2013 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 июля 2013 года по делу об административном правонарушении юридическое лицо - открытое акционерное общество "Мурманский губернский флот" (далее - ОАО "Мурманский губернский флот") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Как следует из судебного акта, в период с 05 октября 2012 года по 20 октября 2012 года ОАО "Мурманский губернский флот" посредством судна М- * " ***", под управлением капитана " ... ", осуществляло промышленное рыболовство в исключительной зоне Российской Федерации в Баренцевом море. 22 октября 2012 года судно прибыло в порт Мурманск. В период с 23 октября 2012 года по 24 октября 2012 года с борта судна была произведена выгрузка рыбопродукции, однако сводка судовых донесений по результатам выгрузки рыбопродукции была передана капитаном судна лишь 27 октября 2012 года, что является нарушением пункта 7.6 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 16 января 2009 года N 13, пункта 5.5 Положения по функционированию отраслевой иерархической информационно - аналитической автоматизированной системы управления использованием водных биоресурсов, утвержденного приказом Госкомрыболовства РФ от 10 октября 1996 года N 185 "О порядке и механизме представления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции".
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ОАО "Мурманский губернский флот" Пушкарева Ю.С. просит постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Полагает, что вменяемое ОАО "Мурманский губернский флот" правонарушение не подлежит квалификации по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное нарушение должно быть квалифицировано по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считает, что административный орган не доказал, что в спорный период судно осуществляло рыбный промысел или какие-либо грузовые операции в порту, и у капитана судна возникла обязанность по передаче судовых суточных донесений.
Ссылается на отсутствие ущерба водным биоресурсам.
Суд необоснованно не принял во внимание письмо Федерального агентства по рыболовству от 01 марта 2013 года N 893-ВС/708 "О разъяснении положений отраслевого организационно-нормативного документа".
В
судебное заседание не явился законный представитель юридического лица, извещенный о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав защитника юридического лица ОАО " Мурманский губернский флот" по доверенности Пушкареву Ю.С., поддержавшей жалобу, представителей административного органа ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области" по доверенности Мосина С.В. и Аширбекова С.В. считавших жалобу необоснованной, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи по делу об административном правонарушении не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются, в том числе: Федеральными законами (от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" с последующими изменениями, от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" с последующими изменениями, от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" с последующими изменениями, от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" с последующими изменениями).
В статье 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" даны понятия водных биологических ресурсов; добыче (вылову) водных биоресурсов и рыболовству.
В частности, рыболовство включает деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В силу статьи 10 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Приказом Росрыболовства от 16 января 2009 года N 13 утверждены Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.
В силу пункта 7.6 Правил капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, ежедневно подает в установленном порядке судовые суточные донесения (ССД) о рыболовной деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам. Заверенные подписью и печатью капитана копии ССД должны храниться на судне в течение одного года со времени подачи донесения); обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых капитанами судов в региональные информационные центры (РИЦы).
Объем и порядок представления ССД о промысловой деятельности судов персонального учета в море (на переходах и на промысле), в порту и при нахождении во внеэксплуатационном состоянии определен Положением по функционированию отраслевой иерархической информационно - аналитической автоматизированной системы управления использованием водных биоресурсов, утвержденным приказом Госкомрыболовства РФ от 10 октября 1996 года N 185 "О порядке и механизме представления оперативной и статистической отчетности по добыче рыбы и переработке рыбопродукции".
В силу пункта 4.2 Положения все суда персонального учета обязаны безвозмездно и своевременно представлять в ИСР достоверную оперативную отчетность в виде судовых суточных донесений (ССД) по инструкции, приведенной в разделе 5.5. Положения.
Пунктом 5.5 Положения определено, что ССД содержит информацию о результатах работы судна за прошедшие отчетные сутки, которые исчисляются по судовому времени, и заполняется на основании записей из соответствующих журналов и документов по состоянию на 24.00 судового времени.
Судьей установлено и материалами дела подтверждено, что 23 декабря 2011 года, 28 сентября 2012 года Баренцево - Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству ОАО "Мурманский губернский флот" выданы разрешения N * (с учетом изменений), N *
, на осуществление посредством судна М- * " ***" промышленного рыболовства.
В период с 05 октября 2012 года по 20 октября 2012 года судно М- * " ***", под управлением капитана " ... "., осуществляло добычу (вылов) водных биоресурсов по названным разрешениям.
22 октября 2012 года судно М- * " ***" прибыло в порт Мурманск.
В период с 23 октября 2012 года по 24 октября 2012 года была произведена выгрузка выловленной рыбопродукции с борта судна.
При проверке судна на отход 07 ноября 2012 года было установлено, что сводка судовых суточных донесений по результатам выгрузки рыбопродукции с 23 октября 2012 года по 24 октября 2012 года была передана лишь 27 октября 2012 года, что подтверждается данными МФ ЦГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи".
По результатам административного расследования 14 июня 2013 года старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны МБР ГЗИ ПУ ФСБ России по Мурманской области по данному факту в отношении юридического лица - ОАО "Мурманский губернский флот" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу п. 5 Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N 708 работодатель обязан, в том числе, осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, безопасности мореплавания, ведения промысла, технического обслуживания и ремонта указанных судов, береговых объектов, оборудования и механизмов, охраны и безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, а также относящихся к трудовой деятельности работников правил, норм и инструкций.
Рассматривая дело по существу, судья обоснованно принял в качестве доказательств акт осмотра судна от 07 ноября 2012 года (отход), акты о приеме-передаче товарно-материальных ценностей от 23 октября 2012 года и от 24 октября 2012 года, копию промыслового журнала, свидетельство о праве собственности на судно, судовое суточное донесение от 27 октября 2012 года, пояснения капитана судна М- * " ***" " ... "., протокол об административном правонарушении от 14 июня 2011 года N * и иные материалы дела, которые в силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми доказательствами по делу.
Оценив фактические данные по делу об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "Мурманский губернский флот" состава административного правонарушения по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разрешая вопрос об административной ответственности юридического лица, судья исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о принятии ответственными должностными лицами ОАО "Мурманский губернский флот" необходимых и достаточных мер, направленных на предупреждение допущенных нарушений, не представлено.
Действия ОАО "Мурманский губернский флот" правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для квалификации действий ОАО "Мурманский губернский флот" по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органом административной юрисдикции не установлено, не нашел таких оснований и судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении. Оснований признать вынесенное постановление неверным не имеется.
Постановление о привлечении ОАО "Мурманский губернский флот" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей Октябрьского районного суда города Мурманска в пределах годичного срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ОАО "Мурманский губернский флот" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки в жалобе на отсутствии события административного правонарушения являются ошибочными и свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Доводы, содержащиеся в жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, поэтому не могут быть основанием для отмены принятого судебного постановления по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 июля 2013 года в отношении открытого акционерного общества "Мурманский губернский флот" оставить без изменения, жалобу защитника открытого акционерного общества "Мурманский губернский флот" Пушкаревой Ю.С. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда Н.В. Пырч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.