Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Федоровой И.А.
Истоминой И.В.
с участием прокурора ... прокуратуры
Коньялыоглу И.Б.
при секретаре
Джулаеве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гаврилова Г. И. об оспаривании решения Мончегорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом и возложении на Мончегорскую территориальную избирательную комиссию обязанности произвести его регистрацию в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *,
по апелляционному представлению прокурора ... и апелляционной жалобе Гаврилова Г. И. на
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 12 августа 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Гаврилову Г. И. об оспаривании решения Мончегорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом - отказать".
Заслушав доклад судьи Федоровой И.А., объяснения заявителя Гаврилова Г.И., представителя Гаврилова Г.И. и ... отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Лысенко В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы и апелляционного представления представителей Мончегорской территориальной избирательной комиссии Фроленкова Ю.О. и Артемьева А.Б., заключение прокурора ... прокуратуры Коньялыоглу И.Б., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Решением Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ * на _ _ назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва.
Решением Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ * Гаврилову Г.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *, выдвинутого избирательным объединением Мончегорское городское отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Не согласившись с указанным решением, Гаврилов Г.И. обратился в суд с заявлением об отмене данного решения.
В обоснование заявления указал, что основанием к отказу в регистрации в качестве кандидата в депутаты Мончегорская территориальная избирательная комиссия в решение указала на нарушение им требований пункта 10 статьи 19 Закона Мурманской области от 09 марта 2007 года N841-01-ЗМО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований", а именно, не предоставления Постановления комитета Мончегорского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о выдвижении Гаврилова Г.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *.
Полагал отказ Мончегорской территориальной избирательной комиссии незаконным, поскольку _ _ им были представлены исправленные и недостающие документы, в том числе, протокол, в форме постановления, заседания комитета Мончегорского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о его выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *, составленный по форме, предусмотренной Инструкцией о порядке работы с документами в первичных, местных и региональных отделениях КПРФ, а также в Центральных органах партии, утвержденной постановлением Президиума ЦК КПРФ.
Заявитель Гаврилов Г.И. и его представитель Лысенко В.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали.
Представитель заинтересованного лица - Мончегорской территориальной избирательной комиссии Фроленков Ю.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении исполняющий обязанности прокурора ... Яковлев А.В. просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что решение Мончегорского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о выдвижении Гаврилова Г.И. кандидатом в депутаты, оформленное протоколом, но содержащее постановляющую часть, является надлежащим документом, подтверждающим выдвижение заявителя в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Уставом политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
В обоснование своей позиции ссылается на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 года N 73-Г07-17.
В апелляционной жалобе заявитель Гаврилов Г.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в апелляционном представлении.
Кроме того, ссылаясь на положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающего право кандидата в течение срока, определенного в данной норме, вносить уточнения и дополнения в документы, указывает, что представленный им протокол о выдвижении его кандидатом в депутаты является дополнением и уточнением сведений о кандидате.
Приводя в обоснование правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 01 июня 2010 года N 784-О-О, считает, что обладает правом дополнительно внести протокол о выдвижении его кандидатом в депутаты в пакет документов, предоставленных в избирательную комиссию.
Обращает внимание, что судом не принято во внимание данное в ходе судебного заседания заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Указывает на расхождение сведений, указанных в описательной и резолютивной частях решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица - Мончегорской территориальной избирательной комиссии Шкабар Д.Ф., полагая решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Отказывая Гаврилову Г.И. в удовлетворении заявления об отмене решения Мончегорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение принято избирательной комиссией с соблюдением норм действующего избирательного законодательства, поскольку ни на день подачи заявления о согласии баллотироваться в депутаты, ни на день подачи документов для регистрации кандидата Гавриловым Г.И. не было представлено решение Мончегорского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о его выдвижении в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *.
Судебная коллегия находит выводы суда неверными, основанными на ошибочном толковании норм действующего избирательного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ (в редакции от 07.05.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом (пункт 16 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Как следует из материалов дела, решением Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ * на _ _ назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва.
_ _ Гаврилов Г.И. уведомил избирательную комиссию о своем выдвижении Мончегорским городским отделением политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в качестве депутата Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *. Одновременно представил заявление о согласии баллотироваться; копию Устава политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"; протокол 1 Совместного пленума ... комитета КПРФ; информацию о Мончегорском городском отделении КПРФ; нотариально заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ МОО КПРФ; копию нотариально заверенной копии свидетельства ЕГРЮЛ МОО КПРФ; нотариально заверенную копию ЕГРЮЛ МОО КПРФ; справку МОО КПРФ; копию справки Председателя МОД; сведения о размере и источниках доходов и имущества; протокол заседания бюро МОО ПП КПРФ; копию диплома Ф *; автобиографическую справку; копию паспорта; фотографии.
_ _ Гавриловым Г.И. подано заявление о внесении изменений в сведения о размере и об источниках дохода, имуществе, а именно в сведения о транспортных средствах добавлено маломерное судно.
Документы для регистрации в качестве кандидата представлены Гавриловым Г.И. _ _ , в том числе первый финансовый отчет, сообщение об открытии специального избирательного счета, договор специального избирательного счета, выписка из лицевого счета по вкладу.
В этот же день Гаврилову Г.И. сообщено о том, что письменное уведомление Мончегорской территориальной избирательной комиссии о наличии выявленных комиссией неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению представленных кандидатом документов, необходимых для выдвижения и (или) регистрации кандидата, кандидат сможет получить в избирательной комиссии _ _ .
Решением Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ * в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" утвержден текст извещения кандидата в депутаты Гаврилова Г.И. о выявлении несоблюдения требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Мурманской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований". В указанном извещении сообщалось о том, что заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты оформлено не по форме, утвержденной Законом Мурманской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований". В документах отсутствует решение о выдвижении Гаврилова Г.И. кандидатом в депутаты.
_ _ Гаврилов Г.И. представил в Мончегорскую территориальную избирательную комиссию протокол заседания комитета Мончегорского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о выдвижении его кандидатом в депутаты от избирательного объединения, а также заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по форме, утвержденной Законом МО от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО.
Решением Мончегорской территориальной избирательной комиссии от _ _ * Гаврилову Г.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *, выдвинутого избирательным объединением Мончегорское городское отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Из содержания оспариваемого решения избирательной комиссии следует, что Гавриловым Г.И. не был предоставлен документ, установленный пунктом 10 статьи 19 Закона МО от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО, а именно, постановление комитета Мончегорского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о выдвижении заявителя кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *, предусмотренного пунктом 5.9 Устава избирательного объединения.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции и избирательной комиссии о том, что заявителем в установленные законом сроки не были представлены необходимые документы для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом, опровергается материалами дела.
На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 19.1 Закона МО от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО кандидат, выдвинутый избирательным объединением, также представляет в окружную избирательную комиссию решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении данного кандидата, оформленное в соответствии с требованиями пунктов 10 и 11 статьи 19 настоящего Закона.
В соответствии с пунктами 10, 11 статьи 19 Закона МО от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом избирательного объединения), в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных делегатов (участников) съезда (конференции, общего собрания);
2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения;
3) при выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу - решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению (с указанием номера избирательного округа, по которому выдвигается кандидат);
4) при выдвижении списка кандидатов - решение о выдвижении списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов);
5) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему руководящему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей - при выдвижении списка кандидатов;
6) дата принятия решения.
Протокол (иной документ) о выдвижении кандидата, списка кандидатов избирательным объединением заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения.
В силу статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 данного Федерального закона определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Аналогичные положения о порядке выдвижения кандидатов, списка кандидатов избирательным объединением предусмотрены положениями статьи 19 Закона Мурманской области от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО (в редакции Закона Мурманской области N 1613-01-ЗМО от 27.05.2013) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований". Так, решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом избирательного объединения) . Протокол (иной документ) о выдвижении кандидата, списка кандидатов избирательным объединением заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения (пункты 10, 11 ст. 19 Закона).
Как следует из материалов дела, _ _ Гавриловым Г.И. был представлен в Мончегорскую территориальную избирательную комиссию протокол заседания комитета Мончегорского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о выдвижении его кандидатом в депутаты от избирательного объединения.
Данный протокол является надлежащим документом, подтверждающим решение о выдвижении кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления. Форма принятия решения о выдвижении кандидата в депутаты была соблюдена.
Как установлено пунктами 5.9, 6.12 Устава КПРФ соответствующие решения принимаются в форме постановлений.
Протокол комитета Мончегорского городского отделения КПРФ содержит все необходимые сведения, перечисленные в пункте 10 статьи 19 Закона Мурманской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований", а также постановляющую часть относительно принятого решения. Поэтому оформление решения о выдвижении кандидата протоколом не свидетельствует о его незаконности. Приведенные положения Закона Мурманской области допускают оформление решения о выдвижении кандидатов, как протоколом, так и иным документом.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции и избирательной комиссии об отсутствии в представленных Гавриловым Г.И. документах решения избирательного объединения о выдвижении данного кандидата является ошибочным, постановленным при неправильном толковании норм материального права.
Также отказывая Гаврилову Г.И. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем пропущен срок предоставления указанного выше документа необходимого для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в представительные органы местного самоуправления.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Пункт 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований упомянутого Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1").
Таких нарушений заявителем Гавриловым Г.И. не допущено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что вопрос о регистрации Гаврилова Г.И. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов рассматривался на заседании Мончегорской территориальной избирательной комиссии _ _ . В то время как указанный выше протокол был представлен в избирательную комиссию _ _ , то есть без нарушения срока, установленного пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67 -ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции не учел, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает право кандидата в течение срока, определенного в названных нормах, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.
При этом как указал Конституционный Суд РФ в определении от 1 июня 2010 года N 784-О-О по своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Из материалов дела видно, что _ _ Гаариловым Г.И. в избирательную комиссию представлено заявление о согласии баллотироваться в депутаты представительных органов муниципального образования ... от избирательного объединения Мончегорское городское отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" " ... отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" по двухмандатному избирательному округу * ... Также было представлено заявление датированное _ _ и адресованное Первому секретарю ... отделения КПРФ С. о согласии на выдвижении кандидатом в депутаты от указанного выше избирательного объединения. В представленных для выдвижения документах имелась справка о том, что Гаврилов Г.И. является членом политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", первым секретарем Мончегорского городского комитета политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Помимо этого был представлен протокол заседания бюро ... отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от _ _ о согласовании кандидатов (списка кандидатов) в депутаты от Мончегорского местного (городского) отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", в том числе кандидатуры Гаврилова Г.И. по избирательному округу *.
После рассмотрения представленных для выдвижения и регистрации документов Мончегорская территориальная избирательная комиссия в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67 -ФЗ 25 июля 2013 года направила в адрес заявителя уведомление, в котором предлагалось устранить в установленный Законом срок допущенные нарушения, в том числе представить решение о выдвижении кандидатом в депутаты, что и было сделано заявителем _ _ .
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводом суда о том, что Гаврилов Г.И. не вправе был представить до истечения установленного пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67 -ФЗ срока решение о выдвижении кандидатом в депутаты.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 19 Закона МО от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом и настоящим Законом, в период, установленный пунктом 11 статьи 16 настоящего Закона.
Пунктом 11 статьи 16 Закона МО от 09 марта 2007 года N 841-01-ЗМО определено, что период, включающий в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, начинается не ранее чем за 70 дней до дня голосования и заканчивается не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Из приведенных норм Закона следует, что документы, уведомляющие о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, могут быть представлены в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
В силу вышеизложенного вывод суда первой инстанции о нарушении Гавриловым Г.И. срока представления протокола о выдвижении кандидатом в депутаты является неправильным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, и без учета фактических обстоятельств дела.
Доводы представителей Мончегорской территориальной избирательной комиссии о том, что представленный Гавриловым Г.И. протокол заседания комитета Мончегорского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от _ _ избирательной комиссией на заседании _ _ не рассматривался, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в обоснование отказа в оспариваемом решении указано на отсутствие конкретного документа - постановления комитета Мончегорского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о выдвижении Гаврилова Г.И. кандидатом в депутаты. В судебном заседании суда первой и апелляционной инстанции представители Мончегорской территориальной избирательной комиссии также полагали, что представленный Гариловым Г.И. протокол заседания комитета Мончегорского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от _ _ является ненадлежащим документом, подтверждающим выдвижение кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, поскольку в соответствии с пунктами 5.9, 6.12 Устава КПРФ соответствующие решения принимаются в форме постановлений. Вместе с тем, приведенные доводы, как указано выше, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то обстоятельство, что необоснованный отказ в доступе для участия в выборах является недопустимым, в суде первой и апелляционной инстанции о наличии иных оснований для отказа в регистрации кандидата не заявлено и судом не установлено, судебная коллегия находит возможным отменить решение суда первой инстанции, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 12 августа 2013 года отменить, вынести по делу новое решение, которым постановить: заявление Гаврилова Г. И. об оспаривании решения Мончегорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом удовлетворить.
Отменить решение Мончегорской территориальной избирательной комиссии * от _ _ "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу * Гаврилову Г. И.".
Обязать Мончегорскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Гаврилова Г. И., _ _ года рождения, проживающего в городе ... , гражданина РФ, образование высшее профессиональное, помощника депутата ... Думы, выдвинутого избирательным объединением Мончегорское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования ... с подведомственной территорией пятого созыва по двухмандатному избирательному округу *.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.