Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Синицы А.П.
судей
Самойленко В.Г.
Хмель М.В.
при секретаре
Волковой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Танеевой М.Т. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о признании за ней права на единовременную выплату, обязании произвести ей доплату единовременной выплаты,
по апелляционной жалобе Танеевой М.Т.
на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 июня 2013 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Танеевой М.Т. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о признании за ней права на единовременную выплату, установленную п. "а" ч.1 Указа Президента РФ N247 от 24.02.2010 года в размере *** рублей и единовременную выплату, установленную п. "а" ч.1 Указа Президента РФ N595 от 07.05.2012 года в размере *** рублей, и обязании произвести ей доплату единовременных выплат на основании указанных Указов Президента РФ в общей сумме *** рублей отказать".
Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., объяснения Танеевой М.Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Танеева М.Т. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о признании права на единовременную выплату и обязании произвести ей доплату к единовременной выплате.
В обоснование иска указала, что является ветераном Великой Отечественной войны. Решениями Октябрьского районного суда г. Мурманска установлено, что она относится к кругу лиц, имеющих право на льготы как инвалид Великой Отечественной войны, в связи с чем, суд обязал Управление социальной защиты населения выдать ей удостоверение инвалида о праве на льготы.
Согласно удостоверению, она является *** группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны.
Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска ей были произведены единовременные выплаты в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 24 февраля 2010 года N274 и подпункта "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года N595 в размере *** рублей по категории "лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев ... ".
Вместе с тем, считает, что имеет право на единовременные выплаты, предусмотренные Указами Президента РФ N 247 и N 595, как инвалид Великой Отечественной войны в размере *** рублей.
Согласно ответу ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по Мурманской области ей в выплате было отказано, со ссылкой на то, что перечень лиц, установленных в подпункте "а" пункта 1 Указов, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, она не является инвалидом Великой Отечественной войны.
Полагает, что отказ органа по назначению пенсий в выплате мер социальной поддержки является незаконным.
Просила суд признать за ней право на единовременную выплату, установленную пунктом "а" части 1 Указа Президента РФ N247 от 24 февраля 2010 года в размере 5000 рублей, и единовременную выплату, установленную пунктом "а" части 1 Указа Президента РФ N595 от 07 мая 2012 года в размере *** рублей; обязать ответчика произвести ей доплату единовременной выплаты в соответствии с вышеизложенными нормативными актами в размере *** рублей.
В судебном заседании истец иск поддержала.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска Кучина К.Н. в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск, в котором иск не признала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Танеева М.Т., ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.
Находит ошибочным вывод суда о том, что понятие "инвалиды Великой Отечественной войны" и "инвалиды, имеющие право на льготы как инвалиды Отечественной войны" не являются равнозначными.
Обращает внимание, что Указы Президента РФ от 24 февраля 2010 года N 247 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов" и от 07 мая 2012 года N 595 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 67-летием Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов" не ставят получение единовременной выплаты в зависимость от наличия у лица удостоверения, поименованного как "Удостоверение инвалида Отечественной войны" или "Удостоверение инвалида о праве на льготы".
Ссылается на то, что в данных Указах перечислены не все ветераны Великой Отечественной войны, а содержится ссылка на конкретных лиц, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" из числа ветеранов Великой Отечественной войны, которым полагается данная выплата.
Не согласна с выводом суда о том, что она не имеет права на данные выплаты в связи с тем, что не являлась непосредственным участником Великой Отечественной войны, получившим инвалидность в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов или из числа партизан Отечественной войны.
Ссылаясь на пункт 27 раздела VI "Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, указывает, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 15 февраля 2007 года она относится к кругу лиц, имеющих право на льготы как инвалид Отечественной войны, то есть, приравнена к ним, следовательно, положения Указов Президента РФ N 247 от 24 февраля 2010 года и N 595 от 07 мая 2012 года на нее также распространяются.
Также указывает, что перечень льгот, на которые она имеет право, не ограничивается только льготами, установленными ФЗ "О ветеранах".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно Указу Президента РФ от 24 февраля 2010 года N 247 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в апреле 2010 года, и Указу Президента РФ 07 мая 2012 года N 595 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в мае - июне 2012 года должна была быть произведена единовременная выплата следующим категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации: а) инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 5000 рублей; б) ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 1000 рублей.
Порядок осуществления единовременных выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации определялся в утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.04.2010 N 221 Правилах осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.05.2012 N 471 Правилах осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
В данных Правилах продублированы указанные в Указе категории граждан, имеющих право на единовременную выплату.
Таким образом, данными Указами закреплено право на дополнительное материальное обеспечение лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, а поэтому не может распространяться на лиц, приравненных к ним.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Танеева М.Т., _ _ года рождения, является получателем двух пенсий: трудовой по старости и государственной пенсии по инвалидности, группа инвалидности - ***; причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
С _ _ января 2005 года Танеева М.Т. состоит на учете в региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как гражданин из подразделений особого риска, имеющий инвалидность на основании удостоверения серии *, выданного _ _ августа 1995 года Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.
Как следует из вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Мурманска от 15 февраля 2007 года, судом установлено, что в 1954 году Танеева М.Т. проходила службу в * стрелковом полку в качестве служащей, являлась непосредственной участницей учений на *** полигоне.
Истец стала инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей, поэтому на нее также распространяется действие положений части 3 статьи 14 ФЗ "О ветеранах".
На основании решения Октябрьского районного суда г. Мурманска от 15 февраля 2007 года Управлением социальной защиты населения Комитета по труду и социальному развитию Мурманской области по городу Мурманску Танеевой М.Т. выдано удостоверение инвалида *** группы о праве на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Отечественной войны серии *.
С _ _ марта 2007 года Танеевой М.Т. установлена ежемесячная денежная выплата по категории "военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы", код 12, имеющим право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны (пункт 3 статьи 14, подпункт 1 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ).
На основании вышеназванных Указов Президента РФ Танеевой М.Т. Управлением пенсионного фонда были произведены выплаты по категории "лица, проработавшие в тылу в годы Великой Отечественной войны в период с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945г." в соответствии с одноименными подпунктами "б" пунктов 1 Указов Президента РФ в размере 1000 рублей на основании удостоверения ветерана войны о праве на льготы по статье 20 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Обосновывая заявленные исковые требования, истец указала на то, что она относится к кругу лиц, имеющих право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, что, по ее мнению, является достаточным основанием для единовременной выплаты в размере *** рублей.
Однако, данные доводы Танеевой М.Т. правильно признаны судом первой инстанции ошибочными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу статьи 4 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии; 2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе; 3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; 4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР; 5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период; 6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
Cогласно пункту 27 "Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 23 февраля 1981 года N 209 (ред. от 01.07.1991), предусмотренные настоящим Положением для инвалидов Отечественной войны, включая инвалидов из числа партизан Отечественной войны и рабочих и служащих соответствующих категорий, ставших инвалидами в связи с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период Отечественной войны в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов, и приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим согласно специальным постановлениям и распоряжениям Правительства СССР, также предоставляются: инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны; инвалидам из числа лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР и органов Комитета государственной безопасности СССР, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; инвалидам из числа бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. на территории Украинской ССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в этих батальонах, взводах и отрядах.
В соответствии с пунктом 28 Положения инвалидам Отечественной войны и инвалидам, приравненным к ним, выдаются соответственно "Удостоверение инвалида Отечественной войны" и "Удостоверение инвалида о праве на льготы", являющиеся документами, подтверждающими право на установленные льготы.
Из материалов усматривается, что истец стала инвалидом вследствие военной травмы, полученной в 1954 году, в связи с чем, ей производятся выплаты на основании Указа Президента РФ N887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" от 01 сентября 2005 года, как инвалиду вследствие военной травмы ежемесячно, а также выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере *** рублей, как инвалиду *** группы вследствие военной травмы на основании статьи 13 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Как указал в решении суд, данные выплаты также являются видом льгот и положены истцу как инвалиду вследствие военной травмы, но не как инвалиду Великой Отечественной войны.
Данная категория граждан в Перечне лиц, имеющих право на единовременную выплату, в вышеупомянутых Указах Президента РФ не поименована.
В соответствии со статьей 2 пунктом 1 вышеназванного ФЗ N 5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (подпункт 1); лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих - фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств (подпункт 2); лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (подпункт 3).
Истец к данной категории лиц также не относится.
Не имелось у суда и оснований для отнесения истца к категории других лиц, указанных в подпунктах "а" пунктов 1 вышепоименованных Указов Президента Российской Федерации.
Установив изложенное, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу, что истец не является инвалидом Великой Отечественной войны, и к лицам, имеющим право на единовременную выплату по Указам Президента РФ N 247 от 24 февраля 2010 года, N595 от 07 мая 2012 года в сумме по 5000 рублей не относится.
То обстоятельство, что истец имеет удостоверение инвалида *** группы о праве на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, и на нее распространяются меры социальной поддержки, установленные статьей 14 частью 3 ФЗ "О ветеранах", само по себе не является основанием для удовлетворения ее исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией стороны истца, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу заявленных требований, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Танеевой М.Т. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.