Решение Новгородского областного суда от 02 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55), Комаровская Е.И., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу заместителя главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору Ляхович А.В. на постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 15 июля 2013 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N18" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
На основании распоряжения (приказа) главного Государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору Глездунова С.В. от 04 апреля 2013 года в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N18" (далее по тексту - Детский сад) проведена внеплановая проверка на предмет исполнения Детским садом предписания Государственного пожарного надзора (далее - ГПН N359/1/207, предписание) от 28 августа 2012 года об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности (установленный срок устранения нарушений - 01 марта 2013 года).
В ходе проверки установлен факт невыполнения Детским садом предписания в части необходимости обустройства лестничных клеток в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа здания, тогда как Детский сад использует наружные открытые лестницы, которые имеют уклон более 45 градусов, ширину проступней менее 0,2 м. (акт проверки N132 от 17 апреля 2013 года).
По результатам проверки в отношении Детского сада составлен протокол N309 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ, и принято решение (протокол N2 от 17 апреля 2013 года) о временном запрете деятельности данного юридического лица.
Материалы проверки направлены в Боровичский районный суд, по результатам рассмотрения которых судом вынесено вышеуказанное постановление.
В поданной на данное постановление жалобе заместитель главного Государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору Ляхович А.В. (далее - государственный инспектор) ставит вопрос об отмене постановления суда и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на допущенные судом при рассмотрении дела существенные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, что не позволило суду полно и всесторонне рассмотреть дело.
В представленных на жалобу возражениях законный представитель Детского сада Федорова Н.Г., не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, постановление суда без изменения.
В судебное заседание государственный инспектор, представитель Детского сада, будучи извещенные должным образом о времени и месте судебного заседания, не явились, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений, оснований для отмены вынесенного судом по делу постановления не усматриваю.
Согласно части 5 статьи 20.4 КоАП РФ повторное нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений признается административным правонарушением и влечет наложение на юридических лиц штрафа от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенных в 2012 году в Детском саду проверок на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, было выявлено ряд нарушений, в том числе нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам.
По результатам одной из таких проверок Детскому саду выдано предписание ГПН N359/1/207 от 28 августа 2012 года о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 01 марта 2013 года.
В ходе проведенной на основании распоряжения N132 от 04 апреля 2013 года главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору Глездунова С.В. внеплановой проверки с целью контроля за исполнением предписания ГПН N359/1/207 от 28 августа 2012 года, было установлено его неисполнение Детским садом в части необходимости обустройства лестничных клеток в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа здания (акт проверки N132 от 17 апреля 2013 года).
Принимая по результатам рассмотрения указанной проверки оспариваемое постановление и прекращая производство по делу за отсутствием в действиях Детского сада состава административного правонарушения, судья указал на то, что допустимые доказательства, подтверждающие факт совершения Детским садом вменяемого ему административного правонарушения отсутствуют.
Не согласиться с данным выводом суда нельзя. При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ)
(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24марта 2005 года N 5 (ред. от 09 февраля 2012 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
К числу грубых нарушений, согласно данной статье, относится, в том числе, нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля)
Как установлено судом и следует из материалов дела, вынесенное главным государственным инспектором Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору Глездуновым С.В. распоряжение N132 от 04 апреля 2013 года о проведении внеплановой выездной проверки Детского сада на предмет выполнения предписания ГПН N359/1/207 от 28 августа 2012 года, решением главного государственного инспектора Новгородской области по пожарному надзору Купина А.В. от 07 мая 2013 года было отменено.
Согласно данному решению, основанием к отмене распоряжения N132 о проведении в Детскому саду внеплановой проверки явилось то, что выполнение Детским садом предписания ГПН N359/1/207 от 28 августа 2012 года уже было предметом плановой проверки со стороны органов государственного пожарного надзора, по результатам которой Детскому саду выдано новое предписание от 25 февраля 2013 года (срок исполнения до 01 августа 2013 года).
Из изложенного следует, что основания для назначения внеплановой проверки в отношении Детского сада у главного государственного инспектора Глездунова С.В. отсутствовали, поскольку отсутствовал предмет проверки (предписание ГПН N359/1/207 от 28 августа 2012 года).
Отмена вышестоящим должностным лицом государственного пожарного надзора распоряжения главного государственного инспектора Глездунова С.В. о проведении внеплановой проверки свидетельствует о том, что такая проверка проведена без соответствующего распоряжения или приказа о ее проведении.
Данные обстоятельства свидетельствуют о недействительности результатов внеплановой проверки, проведенной в Детском саду в апреле 2013 года, что исключает возможность их использования в качестве доказательства, свидетельствующего о совершении Детским садом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ.
При таких данных судья правомерно производство по делу в отношении Детского сада прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Доводы, изложенные в жалобе государственного инспектора, как основанные на неверном применении закона и оценке фактических обстоятельств дела, не могут быть приняты во внимание и не могут служить основанием для отмены вынесенного по делу постановления, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 15 июля 2013 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида N18" оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору Ляхович А.В. - без удовлетворения.
Судья Новгородского
областного суда Е.И. Комаровская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.