Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 02 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Алещенковой И.А. и Смирновой Л.Н.,
при секретаре - Николаеве Д.Д.,
с участием представителя ответчика Макеевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 октября 2013 года по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Д. на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 09 июля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонд РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) об обязании включить в стаж на соответствующих видах работ период службы в " ... " с " ... " по " ... ", произвести перерасчет трудовой пенсии, взыскании недополученной пенсии с учетом индексации отказано,
УСТАНОВИЛА:
Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) (далее - Управление) об обязании включить в стаж на соответствующих видах работ период службы в " ... " с " ... " по " ... ", произвести перерасчет трудовой пенсии, взыскании недополученной пенсии с учетом индексации, указав в обоснование заявленных требований, что с " ... " года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 и ст. 28.1 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении пенсии ответчиком в нарушение положений ранее действовавшего законодательства не был включен в специальный стаж период военной службы в " ... " с " ... " по " ... ", что привело к снижению размера его пенсии.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Д. с данным решением суда не согласен в части отказа во включении в специальный стаж периода службы в " ... ", считает решение суда в этой части незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном определении юридически значимых обстоятельств, а поэтому просит решение в этой части отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в этой части, указывая, что при условии зачета периода военной службы по призыву в специальный стаж он в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 84-ФЗ от 10.05.2010 года "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" будет иметь право на дополнительное социальное обеспечение.
В поданных возражениях на апелляционную жалобу Управление, выражая несогласие с приведенными доводами, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу истца без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
С " ... " трудовые пенсии по старости устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от " ... " N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ) в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п.2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В силу п.9 ст. 30 Закона N 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание (п.10 ст. 30).
При расчёте по п.3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается в том числе и служба в Вооруженных Силах бывшего СССР. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Из материалов дела видно, что истец с " ... " является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной ему с двойным снижением возраста по достижении " ... " лет в связи с имеющимся стажем работы в районах " ... " и стажем работы с вредными условиями труда по Списку N 1. Указанная трудовая пенсия по старости назначена истцу на основании норм (пп.1 п.1 ст. 27 и ст. 28.1) вступившего с 01.01.2002 года Закона N 173-ФЗ.
Как установлено судом, конвертация пенсионных прав Д. осуществлена по п.9 ст. 30 Закона N 173-ФЗ от имеющегося специального стажа по Списку N 1 на 01.01.2002 года ( " ... "), с учетом требуемого специального стада по Списку N 1 (10 лет), при этом стажевый коэффициент составляет 0,67.
Период срочной военной службы Д. по призыву с " ... " по " ... " в соответствии со ст. 11 Закона N 173-ФЗ учтен в страховой стаж.
При назначении досрочной трудовой пенсии по старости подсчет специального трудового стажа по Списку N 1 истцу произведен в соответствии с Правилами исчисления периодов работы. дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в пункте 5 которых дан исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Служба в армии по призыву этим перечнем не предусмотрена.
Также названными Правилами не предусмотрено суммирование периодов работ по Списку N 1 и службы в армии по призыву (п.2 Правил).
Согласно пп. "к" п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08..1972 года N 590, действовавшего в спорный период, кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из п.1 Разъяснений "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда России от 17.10.2003 года N 70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемые. (статьи 27,28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности) с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Указанное разъяснение основывается на Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О, в котором содержится правовая позиция о том, что гражданину, у которого есть необходимый для назначения пенсии на льготных условиях специальный трудовой стаж и общий трудовой стаж, и который не реализовал свое право на установление пенсии на льготных условиях, не достигнув соответствующего пенсионного возраста, назначается досрочная трудовая пенсия по старости по достижении этого возраста с применением тех правил исчисления стажа и периодов работы (иной деятельности), которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.
Таким образом, служба в армии может быть включена в льготный стаж только для определения права на досрочную пенсию. В данном случае включение или невключение в льготный стаж период службы в " ... " на право истца на досрочное пенсионное обеспечение не влияет, поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Д. уже реализовал, указанная пенсия ему назначена.
Предусмотренных законом оснований для зачета в льготный стаж периода военной службы в " ... " для оценки пенсионных прав на " ... " не имеется.
Оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал производится в соответствии с правилами, изложенными в ст. 30 Закона N 173-ФЗ, которые не предусматривают возможности включения в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных пп.1 п.1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ периода службы в " ... ". Согласно положениям указанной правовой нормы, служба в армии при оценке пенсионных прав включается только в общий трудовой стаж.
Таким образом, произведенный Управлением в отношении истца расчет трудовой пенсии по старости судом признан правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушающим, поскольку при расчете размера пенсии был избран наиболее выгодный для него вариант, при котором размер пенсии является наибольшим.
Учитывая изложенное, исковые требования истца, как основанные на неправильном применении норм материального права, судом обоснованно оставлены без удовлетворения.
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Поскольку суд первой инстанции правильно установил все необходимые для разрешения спора обстоятельства и правильно применил нормы материального и процессуального права, у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены принятого судом решения.
В приведенных в апелляционной жалобе доводах истец признает, что включение периода службы в льготный стаж по пп.1 п.1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ является для него юридически безразличным и не приведет к перерасчету назначенной пенсии, поскольку право на назначение пенсии по данному основанию им уже реализовано. Вместе с тем, истец полагает, что при включении периода службы в льготный стаж он приобретет право на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным Законом от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности". Однако, как видно из материалов дела, такое основание иска предметом судебного разбирательства не являлось.
Как видно из материалов дела, с " ... " на основании заявления истца ему назначена досрочная трудовая пенсия по пп.1 п.1 ст. 27, п.6 п.1 ст. 28, ст. 28.1 Закона N 173-ФЗ.
" ... " Д. обратился в Управление с заявлением перерасчете размера получаемой пенсии с учетом включения периода службы в армии в льготный стаж по Списку N 1.
Отказ Управления в указанном перерасчете судом признан правомерным.
В соответствии ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"(далее - Закон N 84-ФЗ) лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом применяется Список работ и профессий. дающий право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1991 г. N 481.
Из содержания указанной нормы Закона следует, что как стаж работы, необходимый для назначения дополнительного социального обеспечения в виде доплаты к пенсии, так и порядок его исчисления производится только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. применяется Список работ и профессий, дающий право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1991 г. N 481.
В данном случае исчисление специального стажа истцу произведено в порядке, предусмотренном законодательством РФ при назначении пенсии по Списку N 1.
С заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Законом N 84-ФЗ истец в Управление не обращался. Соответственно данный вопрос Управлением не рассматривался и решения об отказе в назначении доплаты к пенсии Управлением не выносилось, а поэтому право истца ответчиком не нарушалось.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 09 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий : Л.П. Бобряшова
Судьи: И.А. Алещенкова
Л.Н. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.