Решение Новгородского областного суда от 10 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судья Новгородского областного суда Васильева И.Ю., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу ООО " В ... " на постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 29 августа 2013 года в отношении
Общества с ограниченной ответственностью " В ... ", юридический адрес: " ... ", фактический адрес: " ... ", ОГРН " ... ", ИНН " ... ", КПП " ... ",
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.6 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного приостановления отдельного вида деятельности по оказанию услуг питания - закусочной (код ОКУН " ... ") в помещении магазина с названием " ... ", расположенного по адресу: " ... ", а также погрузочно-разгрузочной деятельности Общества с ограниченной ответственностью " В ... " закусочной (код ОКУН " ... ") в помещении магазина с названием " ... ", расположенного по адресу: " ... ", осуществляемой через вход со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (подъезды) сроком на 60 суток; при административном приостановлении деятельности постановлено произвести наложение пломб на вход со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (подъезды) Общества с ограниченной ответственностью " В ... " закусочной (код ОКУН " ... ") в помещении магазина с названием " ... ", расположенного по адресу: " ... "; при исполнении административного приостановления деятельности постановлено обеспечить возможность производства работ по приведению помещения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических норм и осуществления иной деятельности, не связанной с оказанием услуг питания (закусочной),
УСТАНОВИЛ:
22 августа 2013 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека " ... " (далее - Управление Роспотребнадзора " ... ") в отношении юридического лица - ООО " В ... " составлен протокол " ... " об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Определением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора " ... " от 23 августа 2013 года материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО " В ... " в соответствии со ст. 29.5, ч.2 ст. 23.1, ч.2 ст. 29.9 КоАП РФ переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области.
Судьей вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе в порядке пересмотра ООО " В ... " ставит вопрос об отмене постановления судьи, мотивируя его незаконностью и необоснованностью. При этом ссылается на отсутствие в действиях Общества нарушений требований СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья". Кроме того, представленные Управлением Роспотребнадзора " ... " процессуальные документы не могут быть положены в основу обжалуемого постановления как полученные с нарушением закона, поскольку проверка проведена за рамками времени, согласованного с прокуратурой, указанные документы составлены в одно и то же время, но при проведении разных действий, что, по мнению Общества, является невозможным. Обустройство в помещении закусочной раковины и туалета не противоречит требованиям п.2.4 СП 2.3.6.1079-01, в связи с тем, что не является ни строительством ни реконструкцией. Отсутствует в действиях Общества и нарушение п.2.5 СП 2.3.6.1079-01 в связи с тем, что в закусочной имеется замкнутый производственный цикл, связанный с общественным питанием, и никаких других работ или услуг, не связанных с общественным питанием, не производится и не оказывается. Также указывает, что в настоящее время Обществом издан приказ о запрете производства разгрузок под окнами квартир со стороны двора жилого дома, то есть нарушение п.2.2 СП 2.3.6.1079-01 фактически устранено. Вместе с тем, в силу ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. 27 августа 2013 года Общество постановлением Управления Роспотребнадзора " ... " уже привлекалось к административной ответственности за нарушение п.2.2 СП 2.3.6.1079-01, таким образом Общество дважды подвергнуто наказанию за один проступок, что является незаконным. При таких обстоятельствах судьей в нарушение требований ст.ст. 3.12, 4.1 КоАП РФ в отношении Общества применена мера воздействия, которая не соответствует характеру совершенного правонарушения, и при отсутствии какой-либо угрозы жизни или здоровью граждан.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя ООО " В ... " Васильева Е.Б., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора " ... " Волкову Н.А., полагавшую постановление подлежащим оставлению без изменения, прихожу к следующим выводам.
Статья 6.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Из материалов дела следует, что на основании поступившего в адрес Управления Роспотребнадзора " ... " заявления гражданки А.М.В. по факту осуществления деятельности магазина и закусочной ООО " В ... " 22 августа 2013 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора " ... " вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
Также из материалов дела усматривается, что 22 августа 2013 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора " ... " был составлен протокол об осмотре помещений ООО " В ... " по адресу: " ... ", в ходе которого установлено, что в продуктовом магазине на первом этаже многоквартирного жилого дома размещена закусочная. Собственником встроенного нежилого помещения является М.И.В., которая на основании договора аренды от 12 сентября 2011 года передала его в пользование ООО " В ... " под продуктовый магазин. ООО " В ... " производится вид деятельности - предоставление услуг общественного питания. Режим работы закусочной 24 часа, магазина с 08 час. 00 мин. до 23 час. 00 мин. В закусочной оказывается услуга общественного питания, а именно реализация, организация потребления, приготовление горячих напитков (чай, кофе, горячий шоколад), соков и алкогольной продукции в розлив потребителям. Потребление напитков, в том числе, алкогольных, организовано в части торгового зала магазина, где имеются стол и два стула, используется разовая посуда. Продукция общественного питания, в том числе, алкогольные напитки отпускаются через барную стойку, находящуюся в продовольственном отделе магазина. Территория закусочной не отделена от территории магазина, где производится торговая деятельность - реализация продуктов, загрузка, разгрузка, подготовка к реализации, упаковывание, отпуск гастрономической, хлебной, мясной, овощной и алкогольной продукции, одного ассортимента, имеется один кассовый аппарат. Кроме того, погрузочно-разгрузочные работы в закусочной осуществляются через вход со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (подъезды). На предприятии отсутствуют складские помещения, завозимая продукция разгружается прямо в торговый зал и требуется ее постоянное пополнение. Учитывая, что доставка продуктов организована специализированным (большегрузным) автотранспортом поставщиков (производителей, изготовителей, оптовиков), большой ассортимент реализуемых товаров, в том числе, и алкогольной продукции, круглосуточный режим работы (разгрузка производится в том числе в ночное время), следовательно, ухудшаются условия проживания и отдыха граждан указанного дома. Кроме того, в июне 2013 года ООО " В ... " была произведена реконструкция арендуемого помещения, а именно установлен туалет с раковиной, с использованием инженерных коммуникаций многоквартирного жилого дома, что так же может неблагоприятно повлиять на условия проживания граждан. ООО " В ... " документы на проведение данной реконструкции не представлены.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования (ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ).
В силу п.2.2 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
При этом организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 22 августа 2013 года " ... " погрузочно-разгрузочные работы в закусочной осуществляются через вход со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (подъезды), об указанных обстоятельствах дала объяснения представитель Общества - директор ООО " В ... " С.Т.И., которой были разъяснены положения ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ.
Кроме того, факт осуществления погрузочно-разгрузочных работ через вход со стороны двора жилого дома подтверждается показаниями свидетелей А.М.В. М.Л.В., допрошенных при рассмотрении дела.
При этом доводы жалобы о том, что 27 августа 2013 года Общество уже было привлечено к административной ответственности за указанные нарушения не могут быть приняты во внимание, поскольку постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора " ... " от 27 августа 2013 года " ... " ООО " В ... " привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, то есть за иное административное правонарушение. Привлечение ООО " В ... " к ответственности за нарушение п.2.2 СП 2.3.6.1079-01, образующее состав административного правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, с учетом положений ч.ч.1.2 ст. 4.4 КоАП РФ не исключает привлечение к административной ответственности и назначение наказания за совершение иного административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Ссылка жалобы об устранении на настоящий момент нарушений п.2.2 СП 2.3.6.1079-01 является несостоятельной, поскольку на квалификацию совершенного Обществом административного правонарушения не влияет, учитывая, что приказ ООО " В ... " о запрете производства разгрузок под окнами квартир со стороны двора жилого дома, указываемый Обществом в поданной жалобе, был издан после выявления вышеназванных нарушений.
Согласно п.2.4 СП 2.3.6.1079-01 при проектировании, строительстве новых и реконструкции действующих организаций с учетом вырабатываемого ассортимента продукции следует руководствоваться действующими строительными нормами, нормами технологического проектирования организаций общественного питания, а также требованиями настоящих Правил.
Представленными в материалах дела доказательствами подтверждается установка в арендуемом ООО " В ... " помещении туалета и раковины с использованием инженерных коммуникаций многоквартирного жилого дома, что также признается самим Обществом.
Вместе с тем, проект реконструкции помещения магазина " ... ", расположенного по адресу: " ... ", в материалах дела отсутствует и Обществом не представлен, что, вопреки изложенным в жалобе доводам, не позволяет заключить о соответствии произведенной Обществом реконструкции названного помещения требованиям п.2.4 СП 2.3.6.1079-01 и, соответственно, обеспечения ООО " В ... " безопасности оказываемых услуг общественного питания для здоровья человека.
В организациях не размещаются помещения под жилье, не осуществляются работы и услуги, не связанные с деятельностью организаций общественного питания, а также не содержатся домашние животные и птица (п.2.5 СП 2.3.6.1079-01).
При размещении в организациях торговли организаций общественного питания, цехов по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий и других пищевых продуктов, а также иных организаций, не связанных с реализацией пищевых продуктов, должны соблюдаться требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов для этих организаций (п.2.5 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов").
Факт нахождения закусочной на территории магазина, где производится торговая деятельность, без отделения ее территории от территории магазина подтверждается представленными в материалах дела доказательствами: протоколами об административном правонарушении, осмотра помещений, о временном запрете деятельности от 22 августа 2013 года, фотографическими снимками помещения, объяснениями директора Общества С.Т.И., оцененными судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения закона при их получении (ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, судья районного суда обоснованно заключил о том, что в действиях ООО " В ... " имеются нарушения требований п.п.2.2, 2.4, 2.5 СП 2.3.6.1079-01 и п.2.5 СП 2.3.6.1066-01 а, соответственно, и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы Общества о невозможности использования представленных Управлением Роспотребнадзора " ... " процессуальных документов в качестве допустимых доказательств вины Общества в совершении административного правонарушения в виду проведения проверки с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", за рамками времени, согласованного с прокуратурой, подлежат отклонению ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, нарушения требований п.п.2.2, 2.4, 2.5 СП 2.3.6.1079-01, п.2.5 СП 2.3.6.1066-01 Обществом были выявлены должностным лицом Управления Роспотребнадзора " ... " в ходе осмотра, произведенного 22 августа 2013 года.
Основанием для проведения данного осмотра явилось определение о возбуждении в отношении ООО " В ... " дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, и проведении административного расследования, поводом для вынесения которого послужило поступившее в адрес Управления Роспотребнадзора " ... " заявление гражданки А.М.В. по факту осуществления деятельности магазина и закусочной Общества.
Вместе с тем, в соответствии с п.3 ч.3 ст.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении административного расследования по делам об административных правонарушениях положения названного Федерального закона не применяются, в связи с чем доводы жалобы Общества в приведенной части нельзя признать состоятельными.
Санкция ст. 6.6 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной правовой нормой, устанавливает административную ответственность для юридических лиц как в виде административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, так и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По общим правилам ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Учитывая изложенное и обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения, его характер, посягающий на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, исходя из целей административного производства - пресечение совершения административного правонарушения, судья обоснованно, с учетом длительности совершения административного правонарушения, и непринятия действенных мер к прекращению противоправного поведения, в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ и санкции ст. 6.6 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде приостановления отдельного вида деятельности Общества по оказанию услуг питания - закусочной (код ОКУН " ... ") в помещении магазина с названием " ... ", расположенного по адресу: " ... ", а также погрузочно-разгрузочной деятельности ООО " В ... " закусочной (код ОКУН " ... ") в помещении магазина с названием " ... ", расположенного по адресу: " ... ", осуществляемой через вход со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (подъезды) сроком на 60 суток.
Доводы, изложенные в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона и направлены на иную ошибочную оценку доказательств по делу об административном правонарушении.
Постановление вынесено судьей без существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, а потому оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в постановлении о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с ч.ч.1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч.2 ст. 109 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.
При таких обстоятельствах из резолютивной части постановления подлежат исключению конкретные меры, направление на исполнение названных в нем мероприятий, а именно: указание о необходимости произвести наложение пломб на вход со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (подъезды) ООО " В ... " закусочной (код ОКУН " ... ") в помещении магазина с названием " ... ", расположенного по адресу: " ... ".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 29 августа 2013 года изменить, исключив из резолютивной части постановления указание о необходимости произвести наложение пломб на вход со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры (подъезды) Общества с ограниченной ответственностью " В ... " закусочной (код ОКУН " ... ") в помещении магазина с названием " ... ", расположенного по адресу: " ... ".
В остальной части это же постановление судьи оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью " В ... " - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.
Судья Новгородского
областного суда И.Ю. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.