Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 09 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Колокольцева Ю.А.
судей Иванова И.С.
Виюка А.В.
при секретаре Горбачевой А.В.
с участием: представителей Фоминой Е.С. - Кузнецовой Н.А., Областного автономного учреждения социального обслуживания "Новгородский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Забота" - Евлантьева А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Виюка А.В. дело по апелляционной жалобе Фоминой Е.С. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 июня 2013 года, которым постановлено:
признать незаконным приказ Областного автономного учреждения социального обслуживания "Новгородский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Забота" от 21 февраля 2013 года N118-к в части объявления Фоминой Е.С. выговора за отсутствие на рабочем месте 25 января 2013 года в период с 08 час. 30 мин. до 09 час. 00 мин.;
в остальной части исковые требования Фоминой Е.С. оставить без удовлетворения;
взыскать с Областного автономного учреждения социального обслуживания "Новгородский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Забота" в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме " ... " руб.,
УСТАНОВИЛА:
Фомина Е.С. обратилась с иском к Областному автономному учреждению социального обслуживания "Новгородский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Забота" (по тексту - Центр) о признании незаконным приказа от 31 января 2013 года N49-к и от 21 февраля 2013 года N118-к, а также о компенсации морального вреда в размере " ... " руб., указав в обоснование, что оспариваемыми приказами незаконно была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания и выговора, так как в первом случае до неё не доводилась дата, к которой требовалось представить изменения к коллективному договору, а во втором случае она отсутствовала на работе по уважительным причинам.
В ходе судебного разбирательства истица заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представители Центра - Ташматов А.Н. и Евлантьев А.О. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что оба раза дисциплинарные взыскания были применены обоснованно с соблюдением прав работника, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с решением суда, Фомина Е.С. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, указывает, что судом в мотивировочной части решения указано, что в период с 10 час.00 мин. до 11 час. 30 мин. 24 января 2013 года она отсутствовала на рабочем месте в связи с исполнением трудовых обязанностей (находилась в ООО "Новтрудконсультация"), однако исключение данного промежутка времени из приказа N 118-к от 21 февраля 2013 года как отсутствие на рабочем месте без уважительной причины в резолютивной части решения не произведено.
В связи с этим отсутствие на рабочем месте с 8 час. 30 мин. до 10 час.00 мин. без учета времени на дорогу к ООО "Новтрудконсультация" не может рассматриваться как прогул и повлечь за собой дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Считает, что наложение на неё приказом N 49-к от 31 января 2013 года дисциплинарного взыскания - замечания, является незаконным, поскольку судом не учтены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Центра полагает, что доводы жалобы являлись предметом проверки в суде, при этом суд не согласился с ними обоснованно, считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не имеется.
В судебное заседание Фомина Е.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Фоминой Е.С. - Кузнецовой Н.А., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя Центра - Евлантьева А.О., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудового договора N " ... " от " ... " 2001 года Фомина (Лашкина) Е.С. была принята на работу в Центр в должности специалиста по социальной работе отделения срочной помощи N2.
В настоящее время Фомина Е.С. работает в Центре в должности заместителя директора по хозяйственной части.
Судом также установлено, что 24 декабря 2012 года на основании приказа директора Центра N " ... " в должностную инструкцию Фоминой Е.С. были внесены изменения, в том числе и следующего содержания: раздел 2 "должностные обязанности" дополнен пунктом 2.12. со следующим текстом - вносит предложения по внесению изменений и дополнений в Коллективный договор со стороны Работодателя, готовит соответствующие проекты приказов и в установленном порядке представляет их на утверждение директору Учреждения.
Приказом директора Центра от 31 января 2013 года N49-к за несвоевременное исполнение распоряжения директора учреждения о подготовке и представлении предложений о внесении дополнений и изменений в коллективный договор, повлекшее срыв оперативного совещания, Фоминой Е.С. объявлено замечание.
Как следует из имеющихся в деле материалов, основанием для издания указанного приказа и привлечения Фоминой Е.С. к дисциплинарной ответственности послужили служебная записка от 24.01.2013 года главного специалиста по кадрам Р. и письменные объяснения истицы от 25 01.2013 года и 01.02.2013 года.
Как следует из служебной записки главного специалиста по кадрам Р. от 24.01.2013 года, Фомина Е.С. не выполнила личное устное распоряжение директора Центра о предоставлении к 21 января 2013 года предложений о внесении изменений и дополнений в Коллективный договор.
Фомина Е.С. 25.01.2013 года и 01.02.2013 года на имя директора Центра написала объяснительные, где указала, что ей конкретно не указывалось о необходимости подготовки изменений и дополнений в Коллективный договор к 21.01.2013 года, сам Коллективный договор ею был проработан, однако изменения ею были указаны в рабочем экземпляре Коллективного договора, а не в виде отдельного документа.
Отказывая Фоминой Е.С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поручения истице 16.01.2013 года в телефонном разговоре подготовить изменения и дополнения в Коллективный договор к 21.01.2013 года, а также из доказанности факта нарушения трудовой дисциплины и совершения дисциплинарного проступка в связи с неисполнением данного законного требования её непосредственного руководителя, в связи с чем, пришел к выводу о правильности применения дисциплинарного взыскания с соблюдением процедуры и порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.
Относительно соблюдения процедуры и порядка привлечения к дисциплинарной ответственности выводы суда являются верными.
Также судом было правильно распределено бремя доказывания между сторонами спора и на ответчика возложена обязанность представить доказательства законности привлечения истицы к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем судебная коллегия с выводом суда об обоснованности привлечения истицы к дисциплинарной ответственности по оспариваемому приказу согласиться не может в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Так, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело суд обязан исходить из общих принципов дисциплинарной ответственности и, руководствуясь нормами Трудового кодекса РФ во взаимосвязи с другими его положениями, установить факт совершения дисциплинарного проступка, оценить всю совокупность конкретных обстоятельств дела.
Суд правильно указал в решении, что ч.1 ст.192 Трудового кодекса РФ определяет в трудовом праве понятие дисциплинарного проступка как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, а также закрепляет перечень дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применить к работнику за его совершение.
По смыслу действующего законодательства работник признается виновным в совершении дисциплинарного проступка, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поэтому при рассмотрении настоящего дела суд должен был установить, доводились ли до работника сроки выполнения указаний о подготовке изменений и дополнений в Коллективный договор, наименование разделов Коллективного договора по которым предполагалось вносить изменения и дополнения, имелась ли у работника возможность для соблюдения требований закона и локальных нормативных актов и какие меры для этого им были приняты.
Полагая доказанным факт телефонного разговора директора Центра и истицы 16.01.2013 года, в ходе которого и были даны указания о сроке подготовки изменений и дополнений к Коллективному договору, суд сослался на показания свидетелей В.А., Т., Р., В.С., находившихся в момент совершения звонка в кабинете директора и подтвердивших, что указанный разговор имел место.
Между тем, из материалов дела видно, что соединение с телефоном, который находится в кабинете Фоминой Е.С., произошло 16.01.2013 года в 17 час. 40 мин., то есть по окончании рабочего времени, сама истица оспаривала факт разговора по телефону, письменные документы, подтверждающие дачу указания о подготовке изменений и дополнений в Коллективный договор, их тематика, а также срок их выполнения, не представлены.
При таких обстоятельствах, когда свидетели В.А., Т., Р., В.С. о телефонном разговоре директора Центра с Фоминой Е.С. знают с его слов, свидетель К., работающая в одном кабинете с истицей не подтвердила факт разговора Фоминой Е.С. с директором Центра 16.01.2013 года по поводу сроков внесения изменения и дополнений в Коллективный договор, вывод суда о доказанности факта дачи указаний Фоминой Е.С. о подготовке изменений и дополнений в Коллективный договор к 21.01.2013 года, представляется ошибочным, не соответствующим материалам дела.
Так как работодателем необоснованно вменено в вину Фоминой Е.С. нарушение срока подготовки изменений и дополнений в Коллективный договор, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый приказ о наложении дисциплинарного взыскания принят в нарушение требовании ст.193 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, решение суда о признании законным приказа N49-к от 31 января 2013 года о наложении на Фомину Е.С. дисциплинарного взыскания в виде выговора нельзя признать правильным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
В соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, отменяя указанное судебное решение в части, принимает по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в этой части.
Следовательно, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Фоминой Е.С. о признании незаконным приказа N49-к от 31 января 2013 года, компенсации морального вреда подлежит отмене, с принятием нового решения, которым надлежит признать незаконным приказ N49-к от 31 января 2013 года о наложении на Фомину Е.С. дисциплинарного взыскания в виде замечания.
В соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из разъяснений п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В связи с установлением факта нарушения неправомерными действиями работодателя трудовых прав истицы, выразившихся в неправомерном наложении дисциплинарного взыскания, судебная коллегия, руководствуясь ст.237 Трудового кодекса РФ и требованиями разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать в пользу Фоминой Е.С. в качестве компенсации морального вреда 2 000 руб.
Приказом от 21 февраля 2013 года N118-к, за грубое нарушение трудовых обязанностей - отсутствие без уважительных причин на работе 24 января 2013 года с 08 час. 30 мин. до 12 час.15 мин. и 25 января 2013 года с 08 час. 30 мин. до 09 час. Фоминой Е.С. объявлен выговор.
Основанием для издания указанного приказа и привлечения Фоминой Е.С. к дисциплинарной ответственности послужили служебные записки от 24.01.2013 года и от 25.01.2013 года главного специалиста по кадрам Р., акты об отсутствии на рабочем месте от 24.01.2013 года и от 25.01.2013 года, письменные объяснения истицы от 25 01.2013 года.
Как следует из служебных записок главного специалиста по кадрам Р. от 24.01.2013 года и от 25.01.2013 года, Фомина Е.С. с 08 час. 30 мин. до 12 час. 15 мин. 24.01.2013 года и с 08 час. 30 мин. до 09 час. 25 января 2013 года отсутствовала на рабочем месте.
Как следует из объяснительной записки Фоминой Е.С. от 25.01.2013 года, она отсутствовала на рабочем месте утром 24.01.2013 года, так как, предварительно отпросившись у директора Центра на это день, провожала мужа в командировку, а затем находилась в ООО "Новгородконсультация" по вопросу АРМ по результатам заключений государственной экспертизы условий труда.
В объяснительной записке от 25.01.2013 года Фомина Е.С. указывала, что в этот день пришла на работу в 09 час., так как заходила в поликлинику N3 для получения заключения терапевта в связи с оформлением "паспорта здоровья работника", однако в связи с наличием очереди к врачу она пошла на работу.
При разрешении спора о правомерности наложения на Фомину Е.С. дисциплинарного взыскания в виде выговора, судом установлено, что в период с 10 час. до 11 час. 30 мин. 24 января 2013 года Фомина Е.С. находилась в ООО "Новтрудконсультация" по вопросу аттестации рабочих мест для Центра в связи с рабочей необходимостью, поэтому вывод суда о необоснованности вменения истице как нарушения трудовой дисциплины факта отсутствия на рабочем месте в указанный период является верным.
Также обоснованным является вывод суда о том, что в период с 08 час.30 мин. до 09 час. 30 мин. 24 января 2013 года Фомина Е.С. отсутствовала на рабочем месте и не исполняла свои должностные обязанности, то есть допустила нарушение трудовой дисциплины, поскольку истицей не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что она отпрашивалась с работы у директора Центра на указанный период.
Вместе с тем, вывод суда о том, что отсутствие Фоминой Е.С. 25 января 2013 года в период с 08 час. 30 мин. до 09 час. было вызвано рабочей необходимостью в связи с получением соответствующего медицинского заключения, и признании незаконным приказа N118-к от 21 февраля 2013 года в указанной части, представляется ошибочным, так как медицинское заключение в указанный период времени не было получено и причину отсутствия истицы на рабочем месте нельзя признать уважительной, связанной с исполнением трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению с исключением из резолютивной части решения абзаца первого о признании незаконным приказа N118-к от 21.02.2013 года в части объявления Фоминой Е.С. выговора за отсутствие на рабочем месте 25 января 2013 года с 08 час. 30 мин. до 09 час.
Доводы апелляционной жалобы Фоминой Е.С. о том, что поскольку она не совершила грубого дисциплинарного проступка в виде прогула, дисциплинарное взыскание в виде выговора не соответствует тяжести совершенного проступка, не могут быть приняты во внимание, так как факт нарушения трудовой дисциплины - отсутствие истицы на рабочем месте в течение одного часа 24 января 2013 года и 30 мин. 25 января 2013 года имел место, поэтому работодатель, с учетом характера совершения дисциплинарного проступка и обстоятельств его совершения вправе был применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Так как исковые требования Фоминой Е.С. были частично удовлетворены и в соответствии со ст.103 ГПК РФ с Центра в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб., решение суда в части взыскания госпошлины подлежит изменению с увеличением суммы госпошлины со " ... " до " ... " руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 июня 2013 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа N49-к от 31 января 2013 года, компенсации морального вреда отменить.
Принять в этой части новое решение, которым признать незаконным приказ N49-к от 31 января 2013 года Областного автономного учреждения социального обслуживания "Новгородский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Забота" о наложении на Фомину Е.С. дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Взыскать с Областного автономного учреждения социального обслуживания "Новгородский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Забота" в пользу Фоминой Е.С. в качестве компенсации морального вреда " ... " руб.
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 июня 2013 года изменить:
исключить из резолютивной части решения абзац первый о признании незаконным приказа N118-к от 21.02.2013 года в части объявления выговора за отсутствие на рабочем месте 25 января 2013 года с 08 час. 30 мин. до 09 час.;
увеличить размер подлежащей взысканию с Областного автономного учреждения социального обслуживания "Новгородский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Забота" в доход местного бюджета госпошлины со " ... " руб. до " ... " руб.
В остальной части решение Новгородского районного суда Новгородской области от 26 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фоминой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Колокольцев Ю.А.
Судьи Иванов И.С.
Виюк А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.