Решение Новгородского областного суда от 11 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судья Новгородского областного суда Сергейчик И.М., при секретаре Елисеевой О.И. рассмотрев жалобу Лазгияна Р.В. на постановление судьи Солецкого районного суда " ... " от " ... ", которым
Лазгиян Р.В., " ... " года рождения, уроженец " ... ", " ... " Республики " ... ", гражданина Республики " ... ", не работающий, проживающий по адресу: " ... ", " ... " " ... ", разведен, имеющий " ... ", привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
" ... " страшим УУП ОМВД России по " ... " ФИО4 в отношении гражданина Республики " ... " Лазгияна Р.В. составлен протокол " ... " об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Указанный протокол с делом об административном правонарушении передан для рассмотрения по существу в Солецкий районный суд.
Судьей вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе Лазгиян Р.В. выражает несогласие с постановлением суда, считает его незаконным и необоснованным в части принятия решения о выдворении, указывая на отсутствие вины в совершении административного правонарушения, поскольку по освобождении из мест лишения свободы он принял меры к восстановлению утраченного паспорта, обратившись в Генеральное консульство Республики " ... " в " ... ", куда сдал необходимые документы. При этом, в выданной ему консульством справке от " ... " указано, что срок оформления паспорта длиться до 6 месяцев.
Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав пояснения Лазгияна Р.В., поддержавшего доводы жалобы, дополнительно пояснившего, что после получения справки из консульства Армении он обратился с заявлением о постановке на миграционный учет по месту жительства своего двоюродного брата ФИО5 в " ... ", " ... ", " ... ", где на него сотрудником полиции был составлен настоящий протокол. Кроме того, пояснил, что по сообщению консульства, его паспорт готов " ... ".
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Постановлением судьи Солецкого районного суда на основании исследованных доказательств установлено, что Лазгиян Р.В., являясь гражданином " ... ", с " ... " по настоящее время, не имея паспорта, не состоит на миграционном учете, не имеет регистрации по месту жительства (пребывания) на территории РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8. КоАП РФ и виновность Лазгияна Р.В. подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от " ... " от " ... ", объяснениями Лазгияна Р.В., копией справки об освобождении, выданной ФКУ ИК- " ... " от " ... ", копией справки Генерального консульства Республики " ... " " ... " от " ... ", справкой из базы данной УФМС по " ... ", и иными собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия Лазгияна Р.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Постановление судьи Солецкого районного суда от " ... " подлежит изменению по следующим основаниям.
В жалобе Лазгиян Р.В., не оспаривая факта совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, ссылается на то, что применение к нему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает его права.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от " ... " каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление Лазгияна Р.В. права на уважение личной и семейной жизни.
Санкция ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В качестве мотивов, по которым судья пришел к выводу о действительной необходимости назначения Лазгияну Р.В. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации, указано следующее:
Лазгиян Р.В. не трудоустроен, материально не состоятелен, семьи и родственников на территории РФ не имеет. Более 5 месяцев нарушает законодательство РФ и не предпринимает меры к постановке на миграционный учет на территории РФ, не связан какими-либо имущественными или другими обязательствами на территории России, связь с родиной не утратил.
Учитывая представленные в материалах дела доказательства, прихожу к выводу о несостоятельности доводов судьи в части необходимости назначения Лазгияну Р.В. дополнительной меры наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, поскольку на момент вынесения обжалуемого постановления он предпринял необходимые и единственно возможные, с учетом отсутствия паспорта, действия по оформлению утраченного им документа, удостоверяющего личность - паспорта гражданина Республики Армения, получив который он сможет самостоятельно покинуть пределы Российской Федерации. Кроме того, имея справку консульства о принятии необходимых документов для оформления Лазгияну Р.В. паспорта гражданина Республики Армения, он обратился в УФМС России в " ... " с заявлением о постановке на миграционный учет, откуда был доставлен сотрудниками УМВД в " ... " районный суд для рассмотрения настоящего дела, после чего, и до сегодняшнего дня содержится в помещении специального приемника УМВД России в Великом Новгороде, что исключает возможность получения им документа, удостоверяющего личность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Учитывая изложенное, с учетом приведенных конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение Лазгияну Р.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не согласуется со сведениями о его личности, а также противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а потому решение судьи подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Лазгияна Р.В. удовлетворить.
Постановление судьи " ... " районного суда " ... " от " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Лазгияна Р.В., изменить, исключив указание на назначение Лазгияну Р.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Солецкого районного суда " ... " от " ... " оставить без изменения.
Лазгияна Р.В. из специального приемника УМВД России по " ... ", расположенного по адресу: " ... ", " ... ", освободить.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Новгородского областного суда И.М. Сергейчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.