Решение Новгородского областного суда от 21 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судья Новгородского областного суда Алещенкова И.А., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Вереникина О.А. на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 13 августа 2013 года, которым постановление " ... ", вынесенное " ... " заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по " ... " в отношении должностного лица - председателя " ... " " ... " - Вереникина О.А., " ... " года рождения, уроженца " ... " " ... ", гражданина " ... ", проживающего в " ... ", на " ... ", о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей - оставлено без изменения, а жалоба Вереникина О.А. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
" ... " первым заместителем прокурора " ... " Сомовым К.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица - председателя Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности " ... " Вереникина О.А. по факту несвоевременного размещения плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на 2013 год на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по " ... " Пашковой Г.Н. от " ... " должностное лицо - председатель Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности " ... " Вереникин О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 15 000 рублей.
По жалобе Вереникина О.А. в Новгородский районный суд на постановление о привлечении к административной ответственности вынесено указанное выше решение, с которым не согласен Вереникин О.А.
В жалобе в порядке пересмотра Вереникин О.А. просит отменить постановление должностного лица УФАС и решение судьи Новгородского районного суда, производство по делу прекратить, полагая, что в его действиях отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что должностным регламентом председателя Комитета исполнение председателем Комитета полномочий по размещению на официальном сайте плана-графика не предусмотрено. Зарегистрированным на официальном сайте уполномоченным специалистом Комитета с полномочиями в части размещения планов-графиков является главный специалист-эксперт планово-экономического отдела Комитета. План-график подписан Вереникиным О.А. " ... ", и то, что план-график был размещен в сети "Интернет" на сайте закупок " ... ", специалистом, обязанным произвести эти действия, вины председателя Комитета нет. Кроме того, считает данное правонарушение малозначительным, поскольку несвоевременное размещение плана-графика не привело к причинению вреда либо угрозе причинения вреда личности, обществу или государству. Государственные заказы были размещены в соответствии с данными, указанными в плане- графике, жалоб на действие (бездействие) Комитета не поступало.
Должностным лицом УФАС на жалобу принесены возражения, в которых содержится просьба постановление и решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, а также о рассмотрении дела без его участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав защитника Вереникина О.А. Василенко Т.И., поддержавшую жалобу, прокурора Санарова А.Л., возражавшего против доводов жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ опубликование должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 тысяч руб.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru
В соответствии с ч. 5.1. указанного Закона заказчики, уполномоченные органы размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме, установленным нормативным правовым актом, указанным в части 7 настоящей статьи.
В силу ч. 7 Закона порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011 планы-графики размещаются на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
В Новгородской области обязанность по разработке и размещению на официальном сайте планов-графиков размещения заказов возложена на заказчиков области (раздел 2 Постановления Администрации Новгородской области от 05 мая 2011 года N 175).
Согласно пункту 3.12 Положения о комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 08 июня 2009 года N 183, Комитет выступает государственным заказчиком в случае, если Комитету предусмотрены средства за счет субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и средства областного бюджета для размещения государственных заказов области.
Областным законом Новгородской области от 17.12.2012 N 193-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (опубликован в "Новгородских ведомостях" (официальный выпуск), N 30, 21.12.2012) предусмотрено выделение бюджетных средств Комитету. Согласно пункту 4.1 Положения руководство Комитетом осуществляет председатель, который назначается на должность Губернатором области по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Губернатора Новгородской области от 18.12.2012 N 580-рл Вереникин О.А. назначен на должность председателя " ... ".
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что план-график размещения Комитетом заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на 2013 год на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.гu был размещен лишь " ... ".
При этом, в период с " ... " по " ... " Комитетом на официальном сайте размещено 25 государственных заказов на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда " ... " за счет средств субвенций федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, с учетом анализа положений ч.ч. 1, 5.1, 6, 7 ст. 16 Федерального закона N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", должностным лицом УФАС по " ... " и судьей районного суда сделан обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) должностного лица государственного заказчика - председателя Комитета Вереникина О.А. нарушений указанных требований закона.
В соответствии со статьей 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к этой статье, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях,
Таким образом, должностное лицо УФАС и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что Вереникиным О.А., являющимся на момент размещения плана-графика председателем Комитета, лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Комитете, то есть должностным лицом государственного заказчика, не были приняты все необходимые меры для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность, и не осуществлен надлежащий контроль за исполнением его работниками трудовых обязанностей.
Факт совершения Вереникиным О.А. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе, скриншотом сайта www.zakupki.gov.гu, объяснениями председателя " ... " Вереникина О.А., распоряжением о назначении на должность председателя комитета от " ... " " ... "-рл, должностным регламентом от " ... ", постановлением " ... " от " ... " " ... " "О Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности " ... "".
В своих объяснениях, данных в ходе проведения проверки, проводимой прокуратурой области, затем должностному лицу УФАС, а также в жалобе в районный суд, Вереникин О.А. причиной несвоевременного размещения плана-графика называл согласование использования остатка средств субвенций федерального бюджета на 2012 год, что создало трудности в планировании, прогнозировании объемов, сроков и состава закупок. О том, что план-график подписан им " ... ", и по вине специалиста Комитета не размещен своевременно, Вереникиным О.А. не указывалось. Материалы дела об административном правонарушении данных о виновности в административном правонарушении иного лица не содержат, не представлено таких объективных доказательств и Вереникиным О.А.
Довод жалобы о наличии оснований для признания настоящего правонарушения малозначительным и освобождения в связи с этим от административной ответственности не может быть принят во внимание, поскольку совершенное правонарушение признается общественно опасным самим фактом ненадлежащего выполнения требований законодательства в сфере порядка размещения заказов на выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, поскольку объектом правонарушения являются правоотношения в области охраны собственности, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, то есть состояние защищенности интересов государства, муниципальных образований и граждан, проживающих на его территории. При этом наступление последствий или их отсутствие правового значения не имеют. Кроме того, с субъективной стороны правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Приведенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения руководителя УФАС по " ... " и судьи районного суда при рассмотрении дела и как основанные на неверном толковании закона и неправильной оценке фактических обстоятельств дела обоснованно не приняты во внимание. Оснований не согласиться с выводами руководителя административного органа и суда не имеется.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении " ... ", вынесенное " ... " должностным лицом УФАС по " ... " и решение судьи районного суда от " ... " в отношении Вереникина О.А. являются законными и обоснованными. Вереникин О.А. правомерно привлечен к административной ответственности по ч. 1.4. ст. 7.30 КоАП РФ, вид и размер назначенного наказания соответствуют санкции статьи, определены с учетом положений главы 4 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела не допущено, всем доказательствам по делу дана оценка, фактические обстоятельства дела установлены в полном объеме, что свидетельствует об отсутствии оснований для отмены оспариваемых постановления и решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления и решения судьи по доводам жалобы Вереникина О.А. не усматривается.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по " ... " о наложении штрафа по делу N " ... " от " ... " об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица - Вереникина О.А., и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 13 августа 2013 года оставить без изменения, а жалобу Вереникина О.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.
Судья Новгородского
областного суда И.А. Алещенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.