Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой Н.И.,
судей Коваленко В.В., Устинова О.И.,
при секретаре Краснобаевой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 26 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Новосибирской области Савчук Н.С.
на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 10 июля 2013 года, которым периоды работы Казаковой Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на финансово-экономических и бухгалтерских должностях и в должностях налогового инспектора, старшего налогового инспектора и главного налогового инспектора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признаны подлежащими включению в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел. ГУ МВД РФ по Новосибирской области обязано включить Казаковой Т.А. в выслугу лет для пенсии за выслугу лет по п. "а" ст. 5 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на финансово-экономических и бухгалтерских должностях и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях налогового инспектора, старшего налогового инспектора и главного налогового инспектора.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вороновой Н.И., возражения на апелляционную жалобу Казаковой Т.А. и ее представителя Яцученко Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казакова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Новосибирской области, в котором просила: признать периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на финансово-экономических и бухгалтерских должностях и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях налогового инспектора, старшего налогового инспектора и главного налогового инспектора, подлежащими включению в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел; обязать ГУ МВД РФ по Новосибирской области включить в выслугу лет для пенсии за выслугу лет по п. "а" Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на финансово-экономических и бухгалтерских должностях и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях налогового инспектора, старшего налогового инспектора и главного налогового инспектора.
В обоснование требований истец указала, что проходила службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом ГУ МВД РФ по Новосибирской области N л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволена с ДД.ММ.ГГГГ по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.
До поступления на службу в органы внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на финансово-экономических и бухгалтерских должностях (09 лет 06 месяцев 08 дней). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в государственной налоговой инспекции по Советскому району г. Новосибирска в должности налогового инспектора, старшего налогового инспектора и главного налогового инспектора (09 лет 02 месяца 29 дней). После увольнения с налоговой инспекции непосредственно на следующий день, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, она перешла на службу в органы налоговой полиции. Службу в органах налоговой полиции по Новосибирской области проходила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении на службу в органы налоговой полиции, с учетом выслуги лет в налоговой инспекции, ей было присвоено специальное звание майор налоговой полиции. Периоды работы на финансово-экономических, бухгалтерских должностях и периоды службы в налоговой инспекции были включены в выслугу лет в органах налоговой полиции (расчет выслуги лет на пенсию). На службу в органы внутренних дел истица поступила непосредственно на следующий день после увольнения из органов налоговой полиции, то есть ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении на службу в органы внутренних дел с учетом специального звания майора налоговой полиции, которое было присвоено ей с учетом выслуги лет в налоговой инспекции, было присвоено специальное звание майор милиции.
При обращении с рапортом, в целях решения вопроса о праве на пенсию за выслугу лет, истице стало известно, что периоды работы на финансово-экономических, бухгалтерских должностях и периоды службы в налоговой инспекции, включенные в выслугу лет в органах налоговой полиции, не включены в выслугу лет в органах внутренних дел для пенсии. С отказом ГУ МВД РФ по Новосибирской области включить в выслугу лет в органах внутренних дел для пенсии периоды работы на финансово-экономических, бухгалтерских должностях и службы в налоговой инспекции истица не согласна.
С принятым решением не согласилась представитель ГУ МВД России по Новосибирской области Савчук Н.С. В апелляционной жалобе решение суда просит отменить, принять новое, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что норма п. 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 г. N 718 распространена на работников налоговых органов, а Казакова Т.А. на момент увольнения являлась сотрудником органов внутренних дел; периоды работы на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям включаются в стаж работы исключительно для установления надбавки за выслугу лет. В связи с чем, как полагает апеллянт, п. 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 г. N 718 не распространяется на Казакову Т.А.
Ссылается на Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ N 4991-1 от 20.05.1993 года, которое прямо предусматривает возможность зачета выслуги лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции в указанных органах при их увольнении в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода. При этом отмечает, что из федеральных органов налоговой полиции Казакова Т.А. уволена по сокращению штатов, а не в связи с принятием на службу в порядке перевода, следовательно, порядок расчета выслуги лет, предусмотренный Положением, на Казакову Т.А. не распространяется.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения Казаковой Т.А. с просьбой решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 18 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет, дающей право на пенсию за выслугу лет в правоохранительных органах, определяется Правительством РФ.
Порядок исчисления выслуги лет в органах внутренних дел регулируется Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с положениями статьи 54 Федерального закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" в выслугу лет в органах внутренних дел наряду с периодами службы, предусмотренными в названном постановлении, должна включаться в полном объеме выслуга лет в органах налоговой полиции.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения пенсии и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции и их семьям", исчисление выслуги лет в органах налоговой полиции регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 с учетом особенностей прохождения службы в органах налоговой полиции.
Особенности прохождения службы в органах налоговой полиции (до их упразднения) регулировались законом Российской Федерации от 24.06.1993г. "О федеральных органах налоговой полиции", Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 г. N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации".
Согласно статье 54 Федерального закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ, выслуга лет сотрудников органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с положением о прохождении службы в органах налоговой полиции, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел в полном объеме и перерасчету не подлежит.
В соответствии с Законом РФ от 24.06.1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции", порядок прохождения службы в органах налоговой полиции, в том числе порядок увольнения из органов налоговой полиции, регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, применявшимся на момент увольнения со службы.
В статьях 44, 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993г. N 4991-1, закрепляющих перечень оснований увольнения со службы такое основание увольнения, как увольнение в связи с переводом в другой государственный орган, не предусмотрено.
Порядок исчисления выслуги лет в органах внутренних дел, как для процентной надбавки за выслугу лет, так и для пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел, регулируется Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 96 вышеуказанного закона, в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел.
Пунктом 5 статьи 13 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" предусмотрено, что выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции.
Согласно статье 56 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4991-1, сотрудникам налоговой полиции, которым присвоено специальное звание с учетом имеющегося классного чина в органах налоговой инспекции, выслуга лет в органах налоговой полиции, в том числе и для назначения пенсий, исчисляется с учетом времени их работы на должностях налоговых инспекторов.
Данная правовая позиция закреплена также в части 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, исходя из которой лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала на финансово-экономических и бухгалтерских должностях, уволена по собственному желанию.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должностях налогового инспектора, старшего налогового инспектора и главного налогового инспектора, уволена по собственному желанию.
После увольнения непосредственно на следующий день, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, принята на службу в Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Новосибирской области. Службу в органах налоговой полиции по Новосибирской области проходила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволена по сокращению штатов.
При поступлении на службу в органы налоговой полиции, с учетом выслуги лет в налоговой инспекции, ей было присвоено специальное звание майор налоговой полиции.
Периоды работы на финансово-экономических, бухгалтерских должностях и периоды службы в налоговой инспекции были включены в выслугу лет в органах налоговой полиции. При увольнении из органов налоговой полиции общая выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно расчета выслуги лет на пенсию (с учетом указанных выше периодов работы и службы) составила 21 год 09 месяцев 11 дней.
На службу в органы внутренних дел истица поступила непосредственно на следующий день после увольнения из органов налоговой полиции, то есть ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении на службу в органы внутренних дел с учетом специального звания майора налоговой полиции, которое было присвоено ей с учетом выслуги лет в налоговой инспекции, было присвоено специальное звание майор милиции.
Службу в органах внутренних дел проходила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволена по достижении предельного возраста пребывания на службе. При увольнении определена выслуга лет 12 лет 04 месяца.
Периоды работы на финансово-экономических, бухгалтерских должностях и службы в налоговой инспекции не включены в выслугу лет в органах внутренних дел для пенсии, как периоды составляющие выслугу лет в органах налоговой полиции, по двум обстоятельствам. В качестве первого обстоятельства в ответе на рапорт истицы отмечено, что она не была уволена в порядке перевода из налоговой инспекции в органы налоговой полиции. Вторым обстоятельством послужило то, что из органов налоговой полиции она была уволена по сокращению штата, а не в порядке перевода в органы внутренних дел.
Рассматривая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, учитывая во взаимосвязи положения нормативных актов об особенностях прохождения службы в органах налоговой полиции, оформления увольнения со службы, исходил из того, что законодатель под принятием на службу в порядке перевода имел ввиду непосредственность перехода из органов налоговой полиции в органы внутренних дел.
Суд учел в настоящем случае, что Казакова Т.А. была уволена ДД.ММ.ГГГГ из органов налоговой полиции по сокращению штата согласно Положению о прохождении службы в Федеральных органах налоговой полиции. Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 306 с 01 июля 2003 года упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ. До завершения всех мероприятий по упразднению федеральных органов налоговой полиции и передачи их функций органам внутренних дел руководители и должностные лица упраздняемых Федеральной службы налоговой полиции и территориальных органов налоговой полиции продолжали осуществлять возложенные на них функции. ДД.ММ.ГГГГ истица непосредственно перешла на службу в органы внутренних дел со службы в федеральных органах налоговой полиции.
Как установил суд, право на пенсию за выслугу лет, гарантированное Конституцией РФ, не может быть ограничено основанием перехода из одного правоохранительного органа в другой правоохранительный орган.
Суд учитывал также, что условием включения в выслугу лет в налоговой полиции периодов службы в налоговой инспекции, является присвоение сотруднику налоговой полиции специального звания с учетом имеющегося у него классного чина в органах налоговой инспекции. При поступлении на службу в органы налоговой полиции истице было присвоено специальное звание с учетом классного чина, который был присвоен в налоговой инспекции. Выслуга лет в органах налоговой полиции была исчислена федеральными органами налоговой полиции по Новосибирской области в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции.
На основании изложенного, суд пришел к выводам о том, что выслуга лет, исчисленная Казаковой Т.А. на момент ее увольнения из органов налоговой полиции, не подлежит перерасчету, а требования истца о включении спорных периодов для назначения пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел являются обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выслуга лет сотрудников органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции, подлежит включению в выслугу лет в органах внутренних дел для пенсии за выслугу лет в полном объеме, поскольку данный вывод основан на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствует фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным материалами дела.
Довод апеллянта о неправильном применении пункта 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 г. N 718 является несостоятельным: данная норма судом первой инстанции при разрешении дела не применялась.
Не может быть принята во внимание и ссылка апеллянта на тот факт, что согласно Положению о прохождении службы в органах налоговой полиции, возможность зачета выслуги лет предусмотрена для сотрудников, принятых на службу в порядке перевода: данный довод был предметом исследования суда первой инстанции, правомерно и обоснованно отклонен.
Оснований не согласиться с оценкой фактических обстоятельств и результатами системного анализа правовых норм, проведенного судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и на их правильность не влияют.
Правильно определив юридически значимые обстоятельства, суд принял законное и обоснованное решение, не допустив нарушений норм материального или процессуального права.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 10 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Новосибирской области Савчук Н.С. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.