Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,
при секретаре Смирновой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору Москалева В.Ю. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 16 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
09.08.2013 государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору Москалевым В.Ю. в отношении ОАО "Сибирская энергетическая компания" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 КоАП РФ, N23-18-0477/13/юл, дело передано на рассмотрение в Октябрьский районный суд города Новосибирска.
Постановлением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 16.08.2013 ОАО "СИБЭКО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, за которое назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, государственный инспектор Сибирского управления Ростехнадзора Москалев В.Ю. просит отменить постановление судьи, дело направить судье на новое рассмотрение по мотиву мягкости наказания и необходимости применения более строгого административного наказания - административного приостановления деятельности, поскольку совершенное административное правонарушение может повлечь за собой не только негативные последствия для окружающей среды, но и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей ОАО "СИБЭКО" Стеценко А.В. и Кутузова В.С., возражавших против доводов жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 9.2 КоАП РФ нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, установление обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений урегулированы Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Кроме того, Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 утверждены "Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации", которые распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.
Как следует из материалов дела в целях реализации Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 455, государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора Москалевым В.Ю., в соответствии с приказом Сибирского управления Ростехнадзора от 24.01.2013 N 58 "О назначении должностного лица, уполномоченного осуществлять постоянный государственный надзор" 07.08.2013 в отношении комплекса гидротехнических сооружений: золоотвала N1 Новосибирской ТЭЦ-5 ОАО "СИБЭКО", проведена выездная проверка.
В ходе проведения проверки установлено, что отсутствует утвержденная в установленном порядке декларация безопасности комплекса гидротехнических сооружений золоотвала N1 Новосибирской ТЭЦ-5 ОАО "СИБЭКО".
Также было установлено, что отсутствует разрешение на эксплуатацию или вывод из эксплуатации либо на восстановление или консервацию комплекса гидротехнических сооружений золоотвала N1 Новосибирской ТЭЦ-5 ОАО "СИБЭКО".
Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ предусмотрено, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.
В соответствии с пунктом 9 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что последняя декларация безопасности гидротехнических сооружений Новосибирской ТЭЦ-5 (ОАО "НОВОСИБИРСКЭНЕРГО") был утверждена генеральным директором ЗАО "Новосибирскэнерго" 22.02.2007, согласована руководителем Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО 01.03.2007. При этом на эксплуатацию комплекса гидротехнических сооружений золоотвала N1 Сибирским Управлением Ростехнадзора на основании утвержденной 06.08.2008 за N07-08(01)0159-10-ТЭЦ Декларации безопасности комплекса гидротехнических сооружений золоотвала N1 07.08.2008 было выдано разрешение N491 (ТЭЦ), сроком действия до 06.08.2013.
Таким образом, на момент проведения проверки требования статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ ОАО "СИБЭКО" выполнены не были, поскольку действующая декларация безопасности комплекса гидротехнических сооружений золоотвала N1 Новосибирской ТЭЦ-5 ОАО "СИБЭКО", отсутствовала.
Кроме того, 26.11.2012 комиссия ОАО "СИБЭКО" приняла решение N1 о консервации золоотвала N1 Новосибирской ТЭЦ-5, для чего ОАО "СИБЭКО" 26.02.2013 заключило с ЗАО "Е4-СибКОТЭС" договор разработки технической документации по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений золоотвала N1 Новосибирской ТЭЦ-5 (на стадии консервации золоотвала), составило акт преддекларационного обследования гидротехнических сооружений золошлакоотвала N1 подразделения Новосибирская ТЭЦ-5 ОАО "СИБЭКО" от 01-05 июля 2013 года. Также о действиях, связанных с консервацией свидетельствуют и отсутствие эксплуатации золоотвала N1, демонтаж насосных станций возврата осветленной воды (2шт.) из золоотвала N1 Новосибирской ТЭЦ-5 ОАО "СИБЭКО", также установленный в ходе проверки.
Однако в установленном законом порядке в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ ОАО "СИБЭКО" не получило разрешение на консервацию золоотвала N1.
Так, в ходе проверки было установлено, что предусмотренные проектом плавучие насосные станции возврата осветленной воды (2шт.) из золоотвала N1 Новосибирской ТЭЦ-5 ОАО "СИБЭКО" находятся в нерабочем состоянии - оборудование демонтировано. Кроме того, нагорная канава, предусмотренная проектом для отвода части стока, находится в нерабочем состоянии (входной оголовок закрытой части нагорной канавы разрушен, закрытая часть нагорной канавы (труба) - часть трубы демонтирована,
В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил от 19.06.2003г. N 229 для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарно-технического состояния территории, зданий и сооружений энергообъекта должны быть выполнены и содержаться в исправном состоянии системы отвода поверхностных и подземных вод со всей территории, от зданий и сооружений (дренажи, каптажи, канавы, водоотводящие каналы и др.).
Пунктом 3.1.1 Правил от 19.06.2003г. N 229 предусмотрено, что при эксплуатации гидротехнических сооружений должны быть обеспечены надежность и безопасность их работы, а также бесперебойная и экономичная работа технологического оборудования электростанций при соблюдении положения по охране окружающей среды. Особое внимание должно быть уделено обеспечению надежности работы противофильтрационных и дренажных устройств.
Гидротехнические сооружения должны удовлетворять нормативной документации по устойчивости, прочности, долговечности.
Сооружения и конструкции, находящиеся под напором воды, а также их основания и примыкания должны удовлетворять нормативным (проектным) показателям водонепроницаемости и фильтрационной прочности.
Гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.
Все напорные гидротехнические сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния должны периодически подвергаться многофакторному исследованию с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности с привлечением специализированных организаций. По результатам исследований должны быть приняты меры к обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений и их безопасности.
Таким образом, ОАО "СИБЭКО" нарушило требования пунктов 2.1.1 и 3.1.1 Правил от 19.06.2003г. N 229.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, которым судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ была дана надлежащая оценка.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела у ОАО "СИБЭКО" имелась возможность для надлежащего исполнения вышеуказанных требований закона, при этом каких-либо доказательств, что юридическим лицом были своевременно предприняты все зависящие от него меры по исполнению предписания и соблюдения закона, представлено не было.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, полагаю, что судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОАО "СИБЭКО" вины в нарушении требований статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", пунктов 2.1.1 и 3.1.1 "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации", утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ОАО "СИБЭКО" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также судьей в соответствии с правилами территориальной подведомственности.
Наказание назначено судьей в соответствии с санкцией статьи 9.2 КоАП РФ, при этом минимальное. При назначении наказания судьей были выполнены требования части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и части 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Санкция статьи 9.2 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Частью 2 статьи 3.12 КоАП РФ предусмотрено, что административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Проверяя законность и обоснованность постановления судьи в части назначения наказания, прихожу к выводу, что административное наказание назначено ОАО "СИБЭКО" в пределах санкции, установленной статьей 9.2 КоАП РФ. При этом наказание в виде административного приостановления деятельности не было назначено обоснованно, поскольку, учитывая, что обстоятельств как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность установлено не было, вместе с тем, в ходе судебного разбирательства в районном суде было установлено, что комплекс гидротехнических сооружений золоотвала N1 ОАО "СИБЭКО" фактически не эксплуатируется и находится в стадии консервации, в связи с чем административное приостановление деятельности ОАО "СИБЭКО" в части эксплуатации комплекса гидротехнических сооружений золоотвала N1 Новосибирской ТЭЦ-5 не достигнет целей административного наказания, в связи с чем доводы жалобы в данной части состоятельными признаны быть не могут.
Кроме того как полагаю, должностным лицом не было представлен достаточных доказательств непосредственной угрозы причинения вреда жизни здоровью людей, существенного вреда состоянии и качеству окружающей среды при том, что судьей было установлено, что комплекс гидротехнических сооружений золоотвала N 1 Новосибирской ТЭЦ-5 ОАО "СИБЭКО" фактически не эксплуатируется и находится в стадии консервации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 16 августа 2013 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору Москалева В.Ю. - без удовлетворения.
Судья (подпись) Быкова В.Б.
Копия верна: судья облсуда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.