Судья Новосибирского областного суда Пилипенко Е.А.
при секретаре В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе директора ООО "Сибинвест" Кудиновой Л. Н. на постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО от 13 мая 2013 года и решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 16 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Некрасова С.Ю. от 13.05.2013 N директор ООО "Сибинвест" Кудинова Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Кудинова Л.Н. обжаловал его в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ, в суд.
Решением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 16.07.2013 постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, Кудинова Л.Н. (далее по тексту - заявитель), просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью.
В обоснование требований жалобы заявитель указывает, что предметом договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ было недвижимое имущество, а в соответствии с пунктом 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество была произведена ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, установленный законом срок для направления сведений - ДД.ММ.ГГГГ. Документы получены с регистрации ДД.ММ.ГГГГ и в это же день о сделке было сообщено в уполномоченный орган.
Вместе с тем заявитель полагает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для её рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Кудиновой Л.Н. - Токаревой К.В., возражения представителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Булдыгина И.В., прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Статьей 5 данного закона предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся лизинговые компании.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного закона лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Как следует из устава ООО "Сибинвест" основным видом деятельности Общества является, в том числе, оказание справочно-информационных, экспертных рекламных, маркетинговых, консалтинговых, лизинговых, экскурсионных услуг (пункт 2.2).
Таким образом, ООО "Сибинвест" является лизинговой организацией, в силу чего на неё распространяются требования Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО от 09.04.2013 N, с которым директор ООО "Сибинвест" Кудинова Л.Н. была ознакомлена 23.04.2013, в период с 23.04.2013 по 22.05.2013 в Обществе проводилась проверка соблюдения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В ходе проверки было установлено и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, что 25.12.2012 между Рудаевым Ю.В. (продавец) и ООО "Сибинвест" (покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимости, цена которого составляет 10 000 000 рублей.
Таким образом, указанный договор относится к договорам, по которым ООО "Сибинвест" в силу требования 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязано было документально зафиксировать и представить в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, то есть не позднее 28.12.2012, сведения о совершении указанной сделки.
Однако сообщение по форме 4СПД N0000001 о совершении указанной сделки направлено в Росфинмониторинг только 16.01.2013, то есть с нарушением установленного законом срока.
При этом, доводы Кудиновой Л.Н. о соблюдении срока предоставления указанных выше сведений подлежат отклонению как не основанные на законе.
Исходя из момента заключения договора последние делятся на договоры консенсуальные, которые считаются заключенными в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ), и договоры реальные, которые считаются заключенными с момента передачи соответствующего имущества, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества (пункт 2 статьи 433 ГК РФ). Вместе с тем, необходимо учитывать, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 ГК РФ).
Согласно положениям статей 549 и 433 ГК РФ, договор купли-продажи недвижимости считается заключенным с момент согласования сторонами всех его существенных условий и его государственная регистрация не требуется.
Следовательно, рассматриваемый выше договор купли-продажи недвижимости был заключен сторонами 25.12.2012, а потому момент регистрации перехода права собственности по договору правового значения не имеет.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки не нахожу.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что руководство текущей деятельностью ООО "Сибинвест" в соответствии с уставом общества осуществляет директор, которым с 16.11.2010 и по настоящее время является Кудинова Л.Н.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Принимая во внимание изложенное, полагаю, что и должностное лицо, и судья пришли к правильному выводу о наличии в действиях Кудиновой Л.Н. вины в том, что, будучи директором ООО "Сибинвест", то есть должностным лицом, ответственным за текущую деятельность общества, она ненадлежащим образом исполнила свои служебные обязанности и допустила нарушение требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В связи с чем, действия Кудиновой Л.Н. были правомерно квалифицированы по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Кудиновой Л.Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также уполномоченным должностным лицом.
Административное наказание назначено Кудиновой Л.Н. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 15.27 КоАП РФ. При назначении наказания должностным лицом были выполнены требования части 2 статьи 4.1 КоАП РФ и учтено отсутствие не только отягчающих по делу обстоятельств, но и смягчающих. В связи с чем, размер и вид административного наказания отвечают целям последнего и избраны с учетом всех обстоятельств дела.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью также не усматриваю.
Как предусмотрено статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо исходить из того, что квалификация административного правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
При таких обстоятельствах, не смотря на то, что конструкция состава части 1 статьи 15.27 КоАП РФ является формальной, учитывая характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, полагаю, что оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО от 13 мая 2013 года и решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 16 июля 2013 года оставить без изменения, жалобу директора ООО "Сибинвест" Кудиновой Л.Н. - без удовлетворения.
Судья Е.А.Пилипенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.