Судья Омского областного суда Иволгина Н.В.,
при секретаре Кабардиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области Касьяна Ю.В. на постановление судьи Советского районного суда г.Омска от 29 июля 2013 года, которым постановлено:
"Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области", юридический адрес: 644901, г.Омск, мкр.Береговой, ул.3-я Осенняя, д.2. корп.1, ОГРН: 1025500537523 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Получателем административного штрафа является:
Прокуратура Омской области
Расчетный счет: 40101810100000010000
Наименование банка получателя: в ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области
ИНН: 5503029140
БИК: 045209001
КПП: 550301001
Код БК: 415 116 90010 01 0000 140
ОКАТО: 52401000000
Разъяснить правонарушителю, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья направляет постановление судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа и принимает решение в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ о взыскании с лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Советского районного суда г.Омска от 29 июля 2013 года ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области признано виновным в том, что в ходе проверки соблюдения медико-санитарного законодательства, законодательства о лицензировании, проведенной Омской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ, были выявлены грубые нарушения указанного законодательства:
Так, в ходе проверки установлено, что медицинская деятельность в ФКУ ЛИУ N 2 УФСИН России по Омской области осуществляется на основании лицензий, выданных Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Омской области N ФС-55-01-001077 от 14 июля 2011 года бессрочно, N ФС-55-01-001078 от 14 июля 2011 года бессрочно, N ФС-55-01-001082 от 21 июля 2011 года бессрочно, адрес осуществления деятельности Российская Федерация, 644901 г.Омск, Советский административный округ, микрорайон Береговой, ул.3-я Осенняя, д.2 корпус 1.
В нарушение требований действующего законодательства у начальника медицинской части Аксенова И.В. отсутствует очередное повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", а так же по "экспертизе временной нетрудоспособности".
В ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности не установлен.
Так были выявлены нарушения п.12 Правил хранения лекарственных средств:
- в помещении аптеки обнаружены лекарственные средства, хранящиеся с
нарушением условий хранения: при температуре в помещении 20
градусов по Цельсию хранились 2 шт. Линимент бальзамический (по Вишневскому) 30 гр. мазь, а также 30 шт. Диклофенак мазь наружного применения 2% 30 гр., при условиях хранения 12-15 градусов по Цельсию. Кроме того, вне карантинной зоны, среди прочих лекарств, используемых для лечения больных осужденных, обнаружен просроченный Линимент бальзамический (по Вишневскому) 30 гр. мазь в количестве 22 шт., срок
годности - до 04.2013.
- в помещении перевязочной обнаружены лекарственные средства, хранящиеся с нарушением условий хранения. Так, при температуре в холодильнике 8 градусов по Цельсию хранились: Гепариновая мазь - 6 шт., Синафлан мазь - 6 шт., Линимент бальзамический (по Вишневскому) 30 гр. мазь - 11 шт., при условиях хранения 12-15 градусов по Цельсию. Кроме того, вне карантинной зоны, среди прочих лекарств, используемых для лечения больных осужденных, обнаружены просроченные: Линимент бальзамический (по Вишневскому) 30 гр. мазь в количестве 2 шт., срок годности - до 04.2013, Аксолин мазь - 1 шт., срок годности до 03.2013, Клотримазол - 2 шт., срок годности до 01.2013.
Выявленные нарушения указывают на ненадлежащий контроль качества безопасности медицинской деятельности.
Следовательно, нарушены требования ст.ст.87,88,89 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011 и пп. "б", "г" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Действия ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области квалифицированы по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей
В жалобе, поданной в областной суд, начальник ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области Касьян Ю.В. просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что выявленные в ходе проверки нарушения повлекли за собой последствия в виде возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. У начальника медицинской части Аксенова И.В. имеется сертификат за номером А 3632319 от 15.05.2013, однако, с 06.03.2013 по 05.06.2013 он находился в очередном отпуске, а с 06.05.2013 по настоящее время временно нетрудоспособен. Нарушение же п.12 Правил хранения лекарственных средств является нарушением лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности. Согласно распоряжению начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области обеспечение исправительных, воспитательных колоний и изоляторов лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляется через аптеку ФКЛПУ ОБ-11 УФСИН России по Омской области. Остальным учреждениям УФСИН России по Омской области получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности является нецелесообразным.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения начальника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области Касьяна Ю.В., пояснения представителей ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области Михайловой О.С. и Мороз О.Н., пояснения помощника Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Рогожкина Е.Г., судья Омского областного суда находит постановление судьи Советского районного суда г.Омска подлежащим отмене по следующим основаниям:
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены не были.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Основанием для привлечения ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области к административной ответственности явилось то, что в ходе проверки соблюдения медико-санитарного законодательства, законодательства о лицензировании, проведенной Омской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ, были выявлены грубые нарушения указанного законодательства, а именно: у начальника медицинской части Аксенова И.В. отсутствует очередное повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", а так же по "экспертизе временной нетрудоспособности", а также в нарушение п.12 Правил хранения лекарственных средств в помещениях аптеки и перевязочной обнаружены лекарственные средства, хранящиеся с нарушением условий хранения.
Признавая ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что вина Учреждения в совершении вменяемого правонарушения доказана имеющимися в материалах дела доказательствами.
Между тем, судьей районного суда не учтено следующее:
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.87 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в том числе в форме внутреннего контроля.
Согласно ч.2 указанной статьи контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
На основании ст.90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ организациями муниципальной системы здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Из п.2 ч.2 ст.88 указанного Федерального закона следует, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в том числе путем осуществления лицензирования медицинской деятельности.
Согласно пп. "б", "г" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности; повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
В соответствии с п.6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании ч.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
При привлечении ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области к административной ответственности, указывается на нарушение им требований п.п. "б", "г" п.5 Положения, п.12 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств, в которых установлены требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируются условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Согласно п.12 указанных Правил при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Из объяснений начальника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области Касьяна Ю.В., и.о. заместителя начальника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области Мороз О.Н. следует, что выявленные в ходе проверки лекарственные средства с истекшим сроком хранения фактически не использовались и не были даже вскрыты, лежали отдельно от остальных лекарств, отсутствовала лишь надпись "карантинная зона". Данные лекарственные средства были получены из ФКЛПУ ОБ-11 УФСИН России по Омской области. На утилизацию таких средств выделяются денежные средства, их уничтожение производится Учреждением один раз в год. Копией журнала учета процедур МЧ ФКУ ЛИУ-2 подтверждается тот факт, что мази с просроченным сроком годности для лечения больных осужденных не назначались.
Доказательств обратного Омской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ представлено не было.
Таким образом, материалами дела не подтверждается факт использования лекарственных средств с истекшим сроком годности при оказании Учреждением медицинской помощи больным осужденным. При таких обстоятельствах само по себе хранение указанных лекарственных средств в помещении медицинской части Учреждения не может быть квалифицировано как несоответствие качества оказываемых медицинских услуг установленным требованиям (стандартам), в связи с чем выявленное прокуратурой в ходе проверки нарушение ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области требований п.12 Правил хранения лекарственных средств, выразившиеся в хранении лекарственных средств с истекшим сроком годности, не свидетельствует о нарушении Учреждением требований пп."б" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, и, следовательно, не образует объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
По второму нарушению (у начальника медицинской части Аксенова И.В. отсутствует очередное повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье") Учреждению вменяется нарушение пп. "г" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Однако, нарушение пп. "г" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности действующим законодательством не отнесено к грубому нарушению лицензионных требований.
В связи с этим действия ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области могут быть квалифицированы по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Между тем, согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, возможно при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, на основании положений ч.2 ст.23.1 КоАП РФ было передано на рассмотрение в районный суд.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.19.20 КоАП РФ относится к подведомственности рассмотрения мирового судьи.
Таким образом, при переквалификации правонарушения произойдет изменение подведомственности рассмотрения дела.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п.2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах постановление судьи Советского районного суда г.Омска от 29 июля 2013 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.КоАП РФ в отношении ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием данного состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.24.5 КоАП РФ, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Советского районного суда г.Омска от 29 июля 2013 года в отношении Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Омского областного суда - Н.В.Иволгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.