Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Светенко Е.С.
судей областного суда Патрахина И.В., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре Макаровой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании от 25 сентября 2013 г. дело по апелляционной жалобе начальника ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска Трещилина О.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 03 июля 2013 г., которым постановлено: "Включить в специальный стаж Буряк ***, дающий право на назначение трудовой пенсии ****".
Заслушав доклад судьи областного суда Патрахина И.В., Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Буряк Е.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее - ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска), указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако в указанном ей было отказано по причине не включения в ее стаж периодов работы: ***-УПФ РФ в ЦАО г. Омска досрочно назначить ей пенсию по старости с 27 сентября 2012 г.
В судебном заседании истец Буряк Е.И. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска Китова А.А. иск не признала и пояснила, что спорные периоды обоснованно не включены в специальный стаж истца.
Представители третьих лиц БУЗОО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N1" и БУЗОО "Городская клиническая стоматологическая поликлиника N1" участие в судебном заседании не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска Трещилин О.А. просит решение суда отменить, ссылается на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права. ***Проверив дело, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований к отмене решения суда по доводам жалобы.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что Буряк Е.И. работала ***г.
С 22 октября 1990 г. на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции ***.
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки ***и иными материалами дела.
Решением комиссии ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 27.12.2012 г. N335987/12 Буряк Е.И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого специального стажа.
Согласно протоколу заседания комиссии ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 25.12.2012 г. ***в специальный стаж не зачтен период ***. На момент обращения за назначением досрочной пенсии страховой стаж истца составил ***, специальный стаж составил ***.
Ответчик в обоснование возражений на исковые требования указывает на отсутствие доказательств работы в сельской местности и в отношении курсов повышения квалификации - как непредусмотренных законодательством.
Проверив обоснованность заявления Буряк Е.И. о включении в ее специальный стаж для досрочного назначения пенсии вышеуказанных спорных периодов, суд правомерно нашел исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781.
В указанном списке в разделе "Наименование должностей" содержится должность "врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность", в разделе "наименование учреждений" содержатся наименования - "больницы всех наименований".
Подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца
Постановлением СМ РСФСР N464 от 06 сентября 1991 г. "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности лечебная и иная работа по охране здоровья населения давала право на пенсию за выслугу лет. При этом установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N1066 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N2-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 9).
В силу пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
По правилам пункта 17 названного Постановления, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из вышеприведенного положения следует, что при оценке права истца на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы, как ранее действовавшего, так и действующего законодательства.
В целях установления характера деятельности выполняемой Буряк Е.И. работы, судом первой инстанции были исследованы: ***.
В соответствии со статьей 39 КЗоТ РСФСР (действовавшего в оспариваемые периоды) трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочего или служащего.
13 марта 1992 г. заключено Соглашение стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе и Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Из статьи 8 Соглашения следует, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами. Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.
В соответствии со статьей 11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Согласно пункту 5 распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. N99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N516, в стаж работы для назначения досрочной пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В связи с изложенным, принимая во взаимосвязи с приведенными нормами права, вывод суда о включении в ***в льготном исчислении из расчета одного года работы за один год и три месяца, верен.
Кроме того, как указывалось выше, согласно копии указанного протокола заседания комиссии ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска в специальный стаж истца не включены периоды: нахождения на курсах повышения квалификации ***г.
Суд также обоснованно включил в специальный стаж названные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.
Судом установлено, что в названные периоды времени за Буряк Е.И. сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата.
На основании статьи 112 ранее действовавшего Кодекса законов о труде РСФСР и статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от работы за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (средняя заработная плата).
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что названные периоды подлежат включению в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в календарном исчислении.
Учитывая, что оценка пенсионных прав Буряк Е.И. произведена по состоянию на 27 сентября 2012 г. продолжительность специального стажа, с учетом включенных судом периодов, на данную дату составила более ***страховой стаж на день обращения истца за трудовой пенсией составил ***суда о приобретении истцом права на получение досрочной пенсии по старости с 27 сентября 2012 г. обоснован.
Судом исследованы все доказательства представленные сторонами и суд в решении дал оценку представленным доказательствам, не соглашаться с которой, оснований у Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы начальника ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска Трещилина О.А. о том, что период работы врачом-стоматологом ***не может быть зачтен в льготном исчислении в специальный стаж, поскольку доказательств работы истца в сельской местности им не представлено, в частности справка в подтверждение работы истца в сельской местности, выданная учреждением, правопреемственность которого не подтверждена, допустимым доказательством не является, Судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда отклоняются, поскольку судом исследованы все доказательства представленные сторонами, и суд в решении дал оценку представленным доказательствам.
На основании статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Результаты оценки доказательств суд отразил в решении, в котором также привел мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
***.
За время работы в учреждении в отпуске без сохранения заработной платы, учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, отпуске по уходу за ребенком не находилась.
***9).
Названная справка, а также информация, отраженная в ней, ответчиком в соответствии со статьей 56 ГПК РФ оспорена не была, как и не представлено доказательств, опровергающих ее.
Ссылки в апелляционной жалобе сводящиеся к тому, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, так как не являются периодом работы на условиях полного рабочего дня, Судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда также отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы нельзя признать состоятельными, поскольку они сводятся к переоценке выводов суда, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии недопустимо с точки зрения требований статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства правильно оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 03 июля 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска Трещилина О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.