Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Шукеновой М.А., Ланцовой М.В.,
при секретаре Гудожниковой Н.В., рассмотрела в судебном заседании 18 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области" У.А.Б. на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 16 июля 2013 года, которым постановлено:
"Взыскать с Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области" в пользу К.Г.П. дополнительное материальное стимулирование по итогам работы в первом квартале 2013 года в размере * рубля.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере * рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Г.П. обратилась в суд с иском к войсковой части 77112, Федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области" о взыскании дополнительного материального стимулирования по итогам работы в первом квартале 2013 года.
В обоснование заявленных требований указала, что работала в войсковой части * с 28 августа 2006 года по 08 апреля 2013 года делопроизводителем, уволилась по собственному желанию. Ей не было выплачено дополнительное материальное стимулирование по итогам работы в первом квартале 2013 года.
Просила взыскать дополнительное материальное стимулирование по итогам работы в первом квартале 2013 года в размере * рубля.
В судебном заседании истица К.Г.П. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика войсковой части * С.С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что на момент выделения денежных средств для выплаты материального стимулирования по итогам работы в первом квартале 2013 года истица не работала в войсковой части.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области" У.А.Б., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что материальное стимулирование выплачивается работающим лицам гражданского персонала на момент выделения денежных средств на основании приказа командира войсковой части. Распределение поступивших денежных средств осуществляется с учетом фактической численности работников.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области" У.А.Б. просит решение Октябрьского районного суда г. Омска от 16 июля 2013 года отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме. Возражая против постановленного решения, настаивает на том, что спорная выплата не входит в указанный фонд оплаты труда, а образуется за счет экономии бюджетных средств путем сокращения личного состава Вооруженных сил. Указывает, что Приказом Министра обороны РФ N 1010 и другими нормативными актами не предусмотрен порядок выплат дополнительного материального стимулирования лицам гражданского персонала, уволенным из учреждения.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истец - К.Г.П. просит постановленное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 100-102).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области" - И.Ю.А. поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела допущены не были.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства дела установлены верно, нарушений в применении норм процессуального и материального права не допущено.
В соответствии с положениями ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.
Согласно положениям ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу положений ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 56 ГПК РФ устанавливает процессуальную обязанность стороны спора доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что с 28.08.2006 К.Г.П. работала в войсковой части *, в период с 03.05.2011 по 08.04.2013 она работала в должности делопроизводителя (л.д. 12).
Приказом по управлению Войсковой части * N * от 08.04.2013 К.Г.П. уволена по собственному желанию согласно п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (л.д. 13).
Приказом Командира Войсковой части * от 17.05.2013 N * утвержден список гражданского персонала войсковой части *, которым назначается дополнительное материальное стимулирование по итогам работы за первый квартал 2013 года. Истец в указанный список не была включена (л.д. 44-55).
В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии с п. 7 Указа Президента РФ N 1459 от 26.12.2006 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего составов и гражданского персонала, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданского персонала премий по результатам службы (работы), Министру обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих ВС РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных лиц, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 5 Приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ" доведение объемов бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование, осуществляется заместителем Министра обороны РФ в трехдневный срок со дня утверждения Министром обороны РФ распределения объемов бюджетных средств - до распорядителей бюджетных средств, командирами войсковых частей в трехдневный срок со дня получения уведомления об объеме бюджетных средств, выделенных на материальное стимулирование, до подчиненных. По правилам п. 10 названного Приказа распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на материальное стимулирование гражданского персонала, в течение трех дней и доводят до воинских частей со дня получения соответствующего решения.
Приказом Минобороны России от 26.07.2010 N 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, которым установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобождаемых денежных средств за квартал и численности личного состава (п. п. 6 и 7 Порядка).
Пунктом 11 указанного Порядка определены основания, при наличии которых не предоставляется дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, из содержания указанных актов следует, что расходы на предусмотренные ими дополнительные выплаты и премии осуществляются за счет экономии бюджетных средств, предназначенных на оплату труда и денежное довольствие, высвободившихся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала. Указанное дополнительное стимулирование производится по результатам службы (работы), премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п. 1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание.
При этом указанные правовые акты устанавливают дополнительные гарантии для истца, как лица гражданского персонала войсковой части, и являются дополнительным основанием для выплаты премий по итогам работы.
В материалах дела имеется телеграмма, адресованная распорядителям бюджетных средств, в которой указано, что Министром обороны РФ 08.05.2013 принято решение о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала войсковых частей Министерства обороны РФ за первый квартал 2013 года, расчетная сумма на одного работника составляет * рублей (л.д. 66-67).
Поскольку факт работы в указанные в иске периоды установлен и доказан в ходе судебного разбирательства, из телеграммы усматривается, что материальное стимулирование предназначалось к выплате за период с января по март 2013 года, который истец отработала полностью, на наличие оснований для отказа в представлении истца к выплате, предусмотренных п. 11 Порядка, представители ответчиков не ссылаются, доказательств совершения истцом проступков, которые могли бы повлиять на размер стимулирующих выплат, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представили, судебная коллегия полагает правильным вывод суда о взыскании в пользу истца * рубля.
При этом факт того, что на дату издания приказа о выплате дополнительного материального стимулирования - 17.05.2013 истец не состоял в трудовых отношениях с ответчиком, не является основанием к лишению ее выплаты обозначенного стимулирования, так как данное основание не предусмотрено указанными выше положениями закона.
Кроме того, стимулирующая выплата выплачивается в силу того, что истец являлась работником в тот период времени, за который произведена выплата дополнительного материального стимулирования, начисляемого за отчетный период, расторжение трудовых отношений с истцом на момент поступления денежных средств, направленных на выплату указанной дополнительной стимулирующей выплаты, не может являться основанием для отказа в предоставлении ей такой выплаты пропорционально отработанному времени.
В силу положений ст. 136 ТК РФ, бремя доказывания выплаты заработной платы работнику лежит на работодателе, однако доказательств наличия обстоятельств, в соответствии с которыми работодатель не предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования за первый квартал 2013 года, повлекших лишение истца оспариваемой стимулирующей выплаты, не представлено.
Довод жалобы о том, что спорная выплата не входит в указанный фонд оплаты труда, а образуется за счет экономии бюджетных средств путем сокращения личного состава Вооруженных сил, Приказом Министра обороны РФ N 1010 и другими нормативными актами не предусмотрен порядок выплат дополнительного материального стимулирования лицам гражданского персонала, уволенным из учреждения, подлежит отклонению, как не основанный на законе.
Согласно п. 1 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного выше поименованным приказом Министра обороны, указанные выплаты производятся ежеквартально.
Доказательств тому, что истец лишена права на получение выплаты по указанным основаниям, ответчиком суду не представлено.
Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что со стороны истца имело место ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, позволяющее исключить ее из числа премируемых работников.
Согласно представленным сведениям, всем сотрудникам - делопроизводителям, работающим в Войсковой части была назначена премия в размере * рубля. Следовательно, истец имеет право на получение такой же суммы.
Таким образом, вывод суда об удовлетворении требований, о взыскании в пользу истца дополнительного материального стимулирования за первый квартал 2013 года за выполнение трудовых обязанностей за проработанный период в размере * рубля является правильным.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, а также исходя из анализа вышеприведенных норм трудового законодательства и перечисленных документов, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что выплата премии (материального стимулирования) по итогам работы не должна носить произвольный характер в отношении отдельных работников, при этом, лишение работника указанной премии должно быть мотивированным, основанным на фактах неудовлетворительного исполнения им своих трудовых обязанностей, иных отрицательных причин и обстоятельств.
Утверждение стороны ответчика со ссылкой на формулировку Приказа N 1010, как один из доводов жалобы, о том, что наличие трудовых отношений является обязательным критерием выплаты, противоречит обозначенным выше правовым нормам, а также положениям ч.3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 3 ТК РФ. Выводы суда о наличии оснований для удовлетворения требований истцов мотивированны, подробно изложены в решении суда, сомнений не вызывают.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 16 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области" У.А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.