Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Шукеновой М.А., Кудря Т.Л.,
при секретаре Усмановой Г.И., рассмотрела в судебном заседании 03 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе истца - В.С.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 10 июля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований В.С.В. отказать полностью".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.С.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области, Правительству Российской Федерации о признании права на участие в государственной программе по обеспечению жильем.
В обоснование заявленных требований с учетом уточнения указал, что в августе 2001 года его семья в количестве 4 человек выехала из Кыргызской Республики на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в г. Омск. Миграционной службой по Омской области он и члены его семьи были признаны вынужденными переселенцами с последующей постановкой на жилищный учет по месту жительства по категории "вынужденный переселенец". В начале 2002 года он поступил на службу в УИН Минюста России по Омской области. В марте 2003 года он обратился с рапортом по месту прохождения службы с просьбой о постановке его и членов его семьи на жилищный учет. Однако ему было отказано, поскольку его семья стояла на учете по улучшению жилищных условий по месту жительства, как "вынужденные переселенцы". Вместе с тем на основании справки с места службы его семья были включены в первоочередной список учета по месту жительства, дополнительно была присвоена категория "сотрудник уголовно-исполнительной системы". 10.01.2008 его семья утратила статус "вынужденный переселенец". 31.08.2010 он уволен со службы из уголовно-исполнительной системы по п. "3" ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья). 20.09.2011 он обратился с заявлением на участие в Подпрограмме с целью получения жилищного сертификата. Однако, ему было отказано. До настоящего времени его семья нуждается в улучшении жилищных условий.
Просил суд с учетом уточнения требований признать за ним право на обеспечение жилыми помещениями как сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Определением Центрального районного суда г. Омска от 29.05.2013 (л.д. 80 оборот) к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика УФСИН России по Омской области привлечено ФКУ "Исправительная колония N *" УФСИН России по Омской области.
В судебном заседании истец - В.С.В. поддержал исковые требования с учетом их уточнения, просил их удовлетворить полностью.
Представитель ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 159), представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 164).
Представитель ответчика департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 162). Причины неявки суду не сообщил, возражений не представил.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области Ш.С.В., действующий на основании доверенности, возражал против заявленных исковых требований в полном объеме, просил отказать в их удовлетворении полностью.
Представитель третьего лица ФКУ "Исправительная колония N *" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области Ш.В.В., действующий на основании доверенности поддержал доводы, изложенные представителем ответчика УФСИН России по Омской области. Пояснил, что истец не состоял и не состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по месту его службы. Просил отказать в иске.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец В.С.В. просит решение Центрального районного суда г. Омска от 10 июля 2013 года отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Возражая против постановленного решения, ссылается на положения п. 5 Порядка обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 31.08.2011 N 164-П, который предусматривает уведомление граждан о возможности участия в программе. При этом указывая на несогласие с выводом суда о заявительном характере включения граждан в соответствующий список при постановке на учет.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства регионального развития Российской Федерации - Р.Е.Е. просит постановленное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения в виду ее необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца - В.С.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области Ш.С.В., представителя ФКУ ИК-* УФСИН России по Омской области - Ш.В.В., согласившихся с доводами жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела были допущены.
Из материалов дела следует, что 20.02.2002 супруга истца В.С.А. обратилась в адрес Главы администрации Центрального административного округа с заявлением о принятии ее и членов ее семьи, в том числе и супруга В.С.В., на учет для получения жилья (л.д. 9).
04.03.2002 Постановлением администрации Центрального административного округа г. Омска В.С.В., составом семьи 4 человека принят на квартирный учет (очередь) в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 10).
07.07.2003 постановлением Главы администрации Центрального административного округа г. Омска . присвоена дополнительно категория "сотрудник уголовно-исполнительной системы" к имеющейся "вынужденный переселенец", включен в первоочередной список за N 3597 (л.д. 20-21).
Таким образом, с 04.03.2002 В.С.В. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области в составе семьи жены - В.С.А., составом семьи 4 человека (В.С.В., жена В.С.А., сын В.О.С., дочь В.Е.С.) по категории первоначально "вынужденный переселенец", а затем "работник УИН" (л.д. 58, 104-140).
10.01.2008 статус вынужденного переселенца В.С.В. был утрачен (л.д. 11, 12, 14, 13, 15-16).
Согласно приказу от 31.08.2010 N */лс В.С.В. был уволен со службы по п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья) с 31.08.2010 (л.д. 23). Стаж службы в ФСИН составляет 12 лет 11 месяцев 27 дней.
При рассмотрении дела установлено, что в 2010 году В.С.В. был включен в список на получение государственного жилищного сертификата по категории, приравненной к военнослужащим - как сотрудник уголовно-исполнительной системы. В впоследствии в связи, с изменением законодательства истец из указанного списка был исключен (л.д. 22, 28-30).
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из этих конституционных правовых норм вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает определенным Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К числу лиц, обеспечиваемых жильем за счет государства, относятся сотрудники органов внутренних дел.
Президента РФ от 28 июня 1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" (с последующими изменениями) в целях обеспечения социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для сотрудников, предусматривалось, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов .
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Таким образом, указанным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 регламентируется выдача государственных жилищных сертификатов в Российской Федерации. В рамках реализации этой подпрограммы Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Согласно пп. а п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой Программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Программы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в том числе и сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по стоянию здоровья, или в связи с организованно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В указанной норме речь идет о гражданах, состоящих после увольнения с военной службы (службы) на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В уголовно исполнительной системе таким органом является ФСИН России.
Как установлено в ходе судебного заседания истец не состоял на учете, нуждающихся в жилых помещениях по месту службы.
Выводы суда в указанной части являются правильными и в дополнительной мотивировке не нуждаются.
В ранее действующей редакции до 12.07.2011 указанный п. 5 Правил содержал пп. г, согласно которому таким правом обладали граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01.01.2005, в том числе, граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
При этом выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в пп. г п. 5 Правил осуществляли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
В настоящее время указанные положения утратили силу.
При этом Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2011 г., внесены изменения в Федеральный от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В частности, статья 15 дополнена , согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Изложена в новой редакции , определяющая норму предоставления площади жилого помещения и общую площадь жилого помещения. - порядок и условия обеспечения жилыми помещениями, установленный для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, распространены на некоторые другие категории граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным Российской Федерации, в частности, на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным , изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу данного Федерального , со дня вступления в силу данного Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится.
Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).
Таким образом, федеральный законодатель, предоставив соответствующим категориям граждан, уволенным с военной службы (службы), право на обеспечение жильем по их выбору в одной из трех форм (предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения), ввел такое условие возникновения данного права, как постановка до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что В.С.В. имеет все условия , предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ для обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета:
- до 1 января 2005 года он принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях
-службу проходил в органах ФСИН РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета
-имеет продолжительность службы в органах уголовно-исполнительной системы в календарном исчислении более 10 лет
- из органов уволен по состоянию здоровья.
При таких обстоятельствах суд обоснованно указав на наличие у В.С.В. права по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, незаконно отказал в удовлетворении исковых требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на то, что не предоставлено доказательств того, что В.С.В. обращался с заявлением в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области с приложением необходимых документов в целях получения такой формы социальной поддержки, как получить единовременную денежную выплату.
При этом суд первой инстанции не учёл, что из ответа Департамента жилищной политики Администрации г. Омска N *ж от 13.10.2011 на обращение В.С.В. следует, что по запросу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств Федерального бюджета в январе 2011 года департаментом направлен список граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных ним лиц, принятых на учет органами местного самоуправления до 01.01.2005, в который был включен, в том числе и В.С.В. Вместе с тем, также указано на разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации о том, что граждане, уволенные со службы из органов уголовно-исполнительной системы после 01.01.2005 подлежат обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти по месту прохождения службы. На основании чего В.С.В. и был исключен из указанного списка (л.д. 28-30).
Судебная коллегия отмечает, что согласно материалов дела в январе 2011 года истец был включен в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ.
Таким образом, выводы суда о том, что истец не обращался в уполномоченные органы, является необоснованным.
Кроме того, из представленной истцом в материалы дела переписки между ним и органами исполнительной власти и органами местного самоуправления следует, что В.С.В. неоднократно обращался о предоставлении ему жилья в департамент жилищной политики администрации г. Омска (от 15.09.2011, 19.01.2013 - л.д. 22, 28-30, 49-50, 51), Министерство транспорта, строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (от 26.10.2011 - л.д. 24-26, 27), УФСИН России по Омской области (от 01.12.2011 - л.д. 32, 33-34).
Указанное свидетельствует об обращении истца о предоставлении ему жилья, в том числе и Министерство транспорта, строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, которым было отказано в заявленном требовании и рекомендовано обратиться в департамент жилищной политики администрации г. Омска (ответ N МСЖК-9921 от 14.11.2011), который в свою очередь адресовал В.С.В. в УФСИН России по Омской области (ответ N 2751ж от 13.10.2011, Ис-ДЖП/206-от от 29.01.2013).
В настоящее время В.С.В. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области с составом семьи 4 человека (л.д. 58)
Указанные положения не препятствуют гражданам, принадлежащим к кругу лиц, указанных в ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ, реализовать предоставленное им право на обеспечение жильем в форме получения жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а в случае отказа - обратиться за судебной защитой нарушенного права.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца являются необоснованными, противоречат нормам действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам (п. 3,4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом п. 2.1 ст. 15, абзаце третьем п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и ст. 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации полномочия, указанные в ч. 1 настоящей статьи, органам местного самоуправления (ч. 12).
Постановлением Правительства Омской области от 31.08.2011 N 164-п утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан, согласно которому настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями проживающих на территории Омской области граждан, указанных в абзаце первом п. 2.1 ст. 15, абзаце третьем п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (п. 3).
Органы местного самоуправления Омской области, осуществляющие учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, добровольно участвуют в реализации настоящего Порядка (п. 4).
В случае если органы местного самоуправления Омской области не принимают участия в реализации настоящего Порядка, мероприятия, предусмотренные п.п. 5 - 8 настоящего Порядка, осуществляются уполномоченным органом.
Для включения граждан в список лиц, претендующих на обеспечение жилыми помещениями (далее - список), органы местного самоуправления Омской области направляют гражданам уведомление, в котором указывается: перечень документов, необходимых для включения в список; формы обеспечения жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством; предельные сроки представления необходимых документов; почтовый адрес, телефон и время приема граждан органом местного самоуправления Омской области (п. 5).
С учетом изложенной В.С.В. подлежит включению в список лиц, претендующих на обеспечение жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что надлежащими ответчиками по данному делу является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и департамент жилищной политики Администрации г. Омска.
Являются необоснованными возражения представителя Министерства регионального развития Российской Федерации о том, что гражданам, которые увольняются после 01.01.2005 со службы из органов ФСИН России, для решения вопроса жилищного обеспечения, в том числе путем получения государственного жилищного сертификата, необходимо обращаться по месту прохождения службы. По мнению судебной коллегии, этим произвольно ограничивается круг лиц, которым в соответствии с Фудеральным законом от 8 декабря 2010 N 342-ФЗ предоставлено право на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, исковые требования В.С.В. следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 10 июля 2013 года отменить, вынести новое решение, которым исковые требования В.С.В. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и департамент жилищной политики Администрации г. Омска включить В.С.В. в список лиц, претендующих на обеспечение жилыми помещениями в силу Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 31 августа 2011 года N 164-п.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области, отказать.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.