Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Ивановой В.П.
судей Старостиной Г.Г., Утенко Р.В.,
при секретаре Пузыревой А.А.,
с участием прокурора Сафроновой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Омске 18 сентября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска Яковлева К.А. на решение Кировского районного суда г. Омска от 10 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Кировского административного округа г. Омска удовлетворить в части.
Обязать Администрацию города Омска устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения Бюджетного образовательного учреждения г.Омска "Средняя общеобразовательная школа N 11" средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета, установленного Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года N 993.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Старостиной Г.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского административного округа города Омска обратился в интересах неопределенного круга лиц к БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 11", Департаменту образования Администрации города Омска и Администрации города Омска с иском о понуждении устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения средствами индивидуальной защиты, указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой КАО г. Омска совместно со специалистами отдела надзорной деятельности КАО г. Омска были выявлены нарушения БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 11" требований законодательства о гражданской обороне. В частности, установлено отсутствие в образовательном учреждении необходимого количества средств индивидуальной защиты - противогазов.
Просил обязать БОУ г. Омска "СОШ N 11", Департамент образования Администрации г. Омска, Администрацию г. Омска устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения БОУ г. Омска "СОШ N 11" средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета, установленного Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года N 993.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского административного округа города Омска Севастьянова Н.С. поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель БОУ г. Омска "СОШ N 11" Петраков Г.В. в судебном заседании требования не признал, указал, что БОУ г. Омска "СОШ N 11" является ненадлежащим ответчиком. Денежные средства на приобретение средств индивидуальной защиты - противогазов у школы отсутствуют.
Представитель Департамента образования Администрации г. Омска Худякова А.И. в судебном заседании против заявленных требований возражала, указала, что Департамент образования Администрации г. Омска осуществляет финансирование образовательных учреждений для осуществления ими образовательного процесса в соответствии с положением, в рамках лимитов, выделяемых Городским Советом.
Представитель Администрации г. Омска Яковлев К.А. указал, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение деятельности образовательных учреждений возложено на Департамент образования Администрации г. Омска. Администрация осуществляет свои функции через структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в определенных сферах. Администрация не имеет лицевых счетов, не является главным распорядителем бюджетных средств, не имеет ни юридической, ни финансовой возможности приобрести средства индивидуальной защиты - противогазы. Реализация вопросов местного значения, отнесенных федеральным законодательством, а так же Уставом г. Омска к ведению органа местного самоуправления осуществляется отраслевыми (функциональными) и территориальными структурными подразделениями Администрации г. Омска.
Представитель третьего лица - отдела надзорной деятельности КАО г. Омска в судебное заседание не явился.
Судом постановлено, вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Яковлев К.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Полагает, что выводы суда в части обязании Администрации г. Омска обеспечить БОУ "СОШ N 11" противогазами являются несостоятельными, поскольку Уставом города Омска данная обязанность на нее не возложена, более того, Администрация г. Омска не является учредителем БОУ "СОШ N 11".
Указывает на необоснованность исключения из числа лиц, обязанных осуществить приобретение СИЗ, исключено БОУ "СОШ N 11", поскольку оно является юридическим лицом, которое также несет непосредственную ответственность за несоблюдение требований законодательства о гражданской обороне.
Считает, что у суда отсутствовали законные основания для привлечения органа местного самоуправления в качестве ответчика по настоящему делу, поскольку субсидиарная ответственность существует только в отношении казенных учреждений, каковым БОУ "СОШ N 11" не является, а также органы местного самоуправления осуществляют только финансирование деятельности подведомственных ему учреждений, но на нем не лежит обязанность по фактическому осуществлению мероприятий по обеспечению учреждений материально-техническим средствами.
Ссылается на то, что при разрешении спора не должен был руководствоваться Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным Приказом МЧС России от 21.12.2005 г. N 993, поскольку оно противоречит Федеральному Закону от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", имеющим большую юридическую силу.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора КАО г. Омска Лазарчук А.В. выражает согласие с постановленным решением суда, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Омска не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Прокурор Сафронова Л.А. просила отказать в удовлетворении жалобы в связи с необоснованностью.
Представители ответчиков БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 11", Департамента образования Администрации города Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой КАО г. Омска проверкой выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, выразившиеся в отсутствии в образовательном учреждении необходимого количества средств индивидуальной защиты - противогазов.
Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Рассматривая требования прокурора об устранении нарушения законодательства о гражданской обороне, суд пришел к выводу о необходимости возложения на Администрацию г. Омска обязанности обеспечить средствами индивидуальной защиты образовательное учреждение.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, исходя из следующего.
В соответствии с п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 года N 993 (далее - Положение об организации обеспечения населениями средствами индивидуальной защиты), органы местного самоуправления обеспечивают средствами индивидуальной защиты работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств относится вопросам местного значения городского округа.
Порядок создания запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О гражданской обороне" определяется Правительством Российской Федерации, которое Постановлением от 27 апреля 2000 г. N 379 утвердило "Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Указанным Положением установлено, что запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают и содержат запасы.
Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 5, 6, 9).
В соответствии с Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным Приказом МЧС России от 21 декабря 2005 г. N 993 органами местного самоуправления осуществляется обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ) работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений (п. 4 Положения).
Согласно п. 23 органы местного самоуправления ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться в п. 15 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687.
Таким образом, обязанность по созданию в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, к которым относятся противогазы, и наделению ими подведомственных бюджетных учреждений является самостоятельной обязанностью органов местного самоуправления, поэтому доводы жалобы о необоснованном исключении Учреждения из числа лиц, обязанных приобрести средства индивидуальной защиты, отклоняются.
Поскольку в соответствии с Уставом образовательного учреждения БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 11" его учредителем является муниципальное образование город Омск Омской области, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что обеспечение работников созданных муниципальным образованием учреждений средствами индивидуальной защиты является обязанностью органа местного самоуправления - Администрации города Омска, которая является надлежащим ответчиком по делу.
На департамент образования Администрации г. Омска не может быть возложена обязанность по организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, поскольку законодательством указанная обязанность не предусмотрена.
Судебная коллегия отмечает, что заявленный спор не является спором в сфере образования. Из Положения "О департаменте образования Администрации г. Омска", утверждённого Решением Омского городского Совета от 16 июня 2010 г. N 413, следует, что данный орган не является уполномоченным органом при решении вопросов гражданской обороны. Соответственно, не принимаются доводы жалобы о главных распорядителях средств бюджета г. Омска и их полномочиях.
Довод о том, что орган местного самоуправления не может быть привлечён к субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения применительно к ст. 120 ГК РФ, к разрешённому спору не относится, поскольку на орган местного самоуправления законодательно возложена самостоятельная обязанность по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты.
Доводы жалобы о том, что обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты следует возложить непосредственно на БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 11" судебной коллегией отклоняются как не основанные на вышеприведенных нормах закона.
Относительно довода о том, что при вынесении решения суд не должен был руководствоваться Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, поскольку оно противоречит федеральному законодательству, подробно было изложено выше. Приказ N 993 МЧС РФ издал 21 декабря 2005 года в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права. Поскольку судом проверены доводы сторон, дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, постановлено законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Омска от 10 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Омска Яковлева К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.