Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Ивановой В.П.,
судей Старостиной Г.Г., Утенко Р.В.,
при секретаре Пузыревой А.А.,
рассмотрела в судебном заседании 11 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска Яковлева К.А. на решение Кировского районного суда г. Омска от 01 июля 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию города Омска устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28 с углубленным изучением отдельных предметов" средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета, установленного Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года N 993".
Заслушав доклад судьи Старостиной Г.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского административного округа города Омска обратился в интересах неопределенного круга лиц к БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28", Департаменту образования Администрации города Омска и Администрации города Омска с иском о понуждении устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения средствами индивидуальной защиты, указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Кировского административного округа г. Омска совместно со специалистами отдела надзорной деятельности КАО г. Омска были выявлены нарушения БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28" требований законодательства о гражданской обороне. В частности, установлено отсутствие в образовательном учреждении необходимого количества средств индивидуальной защиты - противогазов.
Просил обязать Администрацию города Омска, департамент образования Администрации города Омска, БОУ г. Омска БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28 с углубленным изучением отдельных предметов" устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28 с углубленным изучением отдельных предметов" средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета, установленного Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 года N 993.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского административного округа города Омска Щербаков В.А. иск поддержал.
Директор БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28 с углубленным изучением отдельных предметов" Шумляковский О.С. исковые требования признал, указав на отсутствие у учреждения средств для приобретения противогазов.
Представитель Администрации города Омска Яковлев К.А. исковые требования не признал, указывая, что Администрация города Омска является ненадлежащим ответчиком.
Представители территориального отдела надзорной деятельности Кировского административного округа города Омска УНД ГУ МЧС России по Омской области, Департамента образования администрации города Омска в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Яковлев К.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Полагает, что выводы суда в части обязании Администрации г. Омска обеспечить БОУ "СОШ N 28" противогазами являются несостоятельными, поскольку Уставом города Омска данная обязанность на нее не возложена, более того, Администрация города Омска не является учредителем БОУ "СОШ N 28".
Указывает на необоснованность исключения из числа лиц, обязанных осуществить приобретение средств индивидуальной защиты, БОУ "СОШ N 28", поскольку оно является юридическим лицом, которое также несет непосредственную ответственность за несоблюдение требований законодательства о гражданской обороне.
Считает, что у суда отсутствовали законные основания для привлечения органа местного самоуправления в качестве ответчика по настоящему делу, так как субсидиарная ответственность существует только в отношении казенных учреждений, каковым БОУ "СОШ N 50" не является, а также органы местного самоуправления осуществляют только финансирование деятельности подведомственных ему учреждений, но на нем не лежит обязанность по фактическому осуществлению мероприятий по обеспечению учреждений материально-техническим средствами.
Ссылается на то, что при разрешении спора суд не должен был руководствоваться Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным Приказом МЧС России от 21.12.2005 г. N 993, поскольку оно противоречит Федеральному Закону от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", имеющим большую юридическую силу.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора КАО г. Омска Лазарчук А.В. выражает согласие с постановленным решением суда, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Омска, а также представители ответчиков БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28 с углубленным изучением отдельных предметов", Департамента образования Администрации города Омска не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Прокурор Сафронова Л.А. просила отказать в удовлетворении жалобы в связи с необоснованностью.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что учредителем БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28 с углубленным изучением отдельных предметов" является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области, в образовательном учреждении не осуществляется накопление средств индивидуальной защиты (противогазов).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Ст. 8 названного закона установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств относится к вопросам местного значения городского округа.
Ст. ст. 6, 7 Федерального закона "О гражданской обороне" установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны, определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N 379 утверждено "Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Согласно пунктам 5, 6, 9 указанного положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают и содержат запасы.
Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 21 декабря 2005 г. N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.
В соответствии с п. 4 названного положения органами местного самоуправления осуществляется обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ) работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно п. 23 органы местного самоуправления ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.
П. 15 данного положения установлено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
Постановлением Администрации г. Омска от 15 мая 2009 г. N 356-п установлен Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Омске, в силу которого органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории г. Омска, является департамент общественной безопасности Администрации города Омска (ранее - управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Омска). Для решения задач гражданской обороны, реализуемых на территории г. Омска, создаются и содержатся силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями проводятся мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты - обеспечение выдачи населению г. Омска средств индивидуальной защиты (п. п. 9, 11, 17 Порядка).
На основании изложенного, суд, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, обоснованно пришёл к выводу о том, что обеспечение работников созданных муниципальным образованием учреждений средствами индивидуальной защиты, в том числе по обеспечению БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28 с углубленным изучением отдельных предметов" средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета 100 % численности работников, является обязанностью Администрации города Омска.
Доводы подателя жалобы о том, что Администрация города Омска не является надлежащим ответчиком, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с п. 1.3 устава образовательного учреждения БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28 с углубленным изучением отдельных предметов" его учредителем является муниципальное образование город Омск Омской области.
На департамент образования Администрации г. Омска не может быть возложена обязанность по организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, поскольку законодательством указанная обязанность не предусмотрена.
Судебная коллегия отмечает, что заявленный спор не является спором в сфере образования. Из Положения "О департаменте образования Администрации г. Омска", утверждённого Решением Омского городского Совета от 16 июня 2010 г. N 413, следует, что данный орган не является уполномоченным органом при решении вопросов гражданской обороны. Согласно п. 1 названного положения департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними. Соответственно, не принимаются доводы жалобы о главных распорядителях средств бюджета г. Омска и их полномочиях.
Довод о том, что орган местного самоуправления не может быть привлечён к субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения применительно к ст. 120 ГК РФ, к разрешённому спору не относится, поскольку на орган местного самоуправления законодательно возложена самостоятельная обязанность по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты.
Доводы жалобы о том, что обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты следует возложить непосредственно на БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 28 с углубленным изучением отдельных предметов" судебной коллегией отклоняются как не основанные на вышеприведенных нормах закона.
Относительно довода о том, что при вынесении решения суд не должен был руководствоваться Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, поскольку оно противоречит федеральному законодательству, подробно было изложено выше. Приказ N 993 МЧС РФ издал 21 декабря 2005 года в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права. Поскольку судом проверены доводы сторон, дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, постановлено законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Омска от 01 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Омска Яковлева К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.