Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Ланцовой М.В., Чернышёвой И.В.,
при секретаре Кучуковой Д.А. рассмотрела в судебном заседании 04 сентября 2013 года гражданское дело по частной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на определение Центрального районного суда г. Омска от 18 июля 2013 года, которым постановлено:
"Производство по делу по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации города Омска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и согласовать генеральную схему очистки территории города Омска прекратить".
Заслушав доклад судьи областного суда Чернышёвой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее также - Управление Роспотребнадзора по Омской области) обратилось в суд с заявлением о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать и согласовать генеральную схему очистки территории г. Омска, указав, что в ходе осуществления санитарно-эпидемиологического надзора выявляются многочисленные нарушения санитарного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Существующая в городе Омске система очистки территорий жилой застройки от бытовых отходов неэффективна, прежде всего, в неблагоустроенной части застройки города и на свободных территориях, что связано с недостаточным количеством мусоросборных площадок, бункеров, спецавтотранспорта. Не внедряется система раздельного сбора твердых бытовых отходов по виду для возможности переработки вторсырья. Пользование мусоросборными площадками неупорядочено: имеются факты самовольного пользования хозяйствующими субъектами существующими площадками без наличия договоров со специализированными организациями. Имеется значительное число обращений граждан о неудовлетворительной санитарной очистке. На территории города Омска нет полигона для захоронения I и II класса опасности. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении глав администраций административных округов города Омска. Сложившаяся ситуация требует разработки генеральной схемы очистки территории города Омска с учетом объемов бытовых отходов и новых форм их сбора и удаления. Согласно ответу Администрации города Омска от 15.03.2012 N *** на запрос Управления Роспотребнадзора по Омской области от 11.03.2012 N ***, распоряжение Мэра города Омска от 11.03.2003 N 291-р, которым была утверждена схема санитарной очистки, утратило силу. Новая схема не разработана.
Управление Роспотребнадзора по Омской области просило признать бездействие Администрации города Омска по осуществлению контроля за санитарной очисткой города Омская незаконным, обязать Администрацию города Омска разработать и утвердить к 01.02.2014 генеральную схему очистки.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Мандзюк Н.Л., действующая на основании доверенности, представила заявление об уточнении требований, в котором просила признать бездействие Администрации города Омска по не разработке генеральной схемы очистки незаконным, обязать Администрацию города Омска разработать и согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Омской области до 01.02.2014 генеральную схему очистки территории города Омска, ссылаясь на неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления.
Представитель Администрации города Омска Яковлев К.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска. Несанкционированное размещение гражданами и организациями бытовых отходов само по себе не свидетельствует о том, что Администрация города Омска не должным образом реализует вопросы местного значения. Вывоз бытовых отходов осуществляется силами БУ города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства". Обязанность органа местного самоуправления по принятию генеральной схемы очистки Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не установлена. Доказательств того, что наличие генеральной схемы очистки повысит правовую культуру или исключит либо сведет к минимуму несанкционированный сброс гражданами (юридическими лицами) твердых бытовых отходов, Управлением Роспотребнадзора по Омской области не представлено. Дополнительно указал, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют нормотворческую деятельность, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Представитель департамента городского хозяйства Администрации города Омска Иванова А.А. судебном заседании заявленные требования не признала, поддержав доводы представителя Администрации города Омска.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области просит определение суда от 18.07.2013 отменить, разрешить вопрос по существу. В обоснование поданной жалобы не соглашается с выводом суда о том, что заявителем ставился вопрос о возложении на Администрацию г. Омска обязанности по подготовке нормативно-правового акта. Ссылается, что действия по разработке генеральной схемы очистки города - это комплекс мероприятий, направленный на организацию и осуществление работ по удалению бытовых отходов и уборке территории, не ограничивается разработкой правового регулирования спорного вопроса. Разработка генеральной схемы очистки территории определена СанПиН, является инструментом реализации Закона "О защите окружающей среды" и обеспечивает права граждан на благоприятную экологическую обстановку.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства, извещены надлежащим образом (т. 2 л.д. 12-14).
Заслушав пояснения представителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Мандзюк Н.Л., обсудив доводы частной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пунктам 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского округа.
Прекращая производство по делу суд обоснованно исходил из того, что необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов определена "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88).
Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 N 152 утверждены Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, согласно которым генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с п. 1.2. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88, действующими в настоящее время, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что утверждение органом местного самоуправления генеральной схемы очистки территории населенного пункта предполагает принятие муниципального нормативного правового акта.
Вместе с тем, исходя из положений ст. 12 Конституции РФ, осуществление органами местного самоуправления своих полномочий не может быть поставлено в зависимость от судебного решения.
В данной связи вывод суда о том, что суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать Администрацию города Омска подготовить, а равно согласовать, проект какого-либо нормативного правового акта, в том числе генеральной схемы очистки территории, является правильным.
Доводы частной жалобы о том, что разработка и согласование генеральной схему очистки территории является комплексом мероприятий, круг которых разработкой нормативного регулирования не ограничивается, нельзя признать обоснованным, поскольку Управлением Роспотребнадзора по Омской области по настоящему делу иных требований как то: о возложении на Администрацию города Омска обязанности по ликвидации конкретных несанкционированных свалок отходов, заявлено не было.
Относительно иных доводов частной жалобы в части необходимости обеспечения прав граждан на благоприятную экологическую обстановку, судебная коллегия отмечает, что невозможность понуждения ответчика к нормотворческой деятельности для решения спорного вопроса, не исключает исполнением последним его обязанности обеспечить постоянную организацию процессов сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Омска, поскольку такая обязанность вытекает из действующего законодательства, обратное в свою очередь, нарушало бы права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Нарушения при осуществлении данной обязанности органом местного самоуправления могут являться предметом отдельного разбирательства как в рамках административного, так и гражданского судопроизводства.
Таким образом, доводы частной жалобы сводятся к неверному толкованию норм действующего гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного определения, судом первой инстанции не допущено. Определение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Центрального районного суда г. Омска от 18 июля 2013 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.