Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в состав:
председательствующего судьи Федотовой Е.В.,
судей Жуковой Н.В., Судак О.Н.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
при секретаре Стрельцовой А.В.,
рассмотрев 22 августа 2013 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 марта 2013 года по делу по иску прокурора г. Оренбурга в интересах ***1 к администрации города Оренбурга, Министерству социального развития Оренбургской области об обеспечении вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., объяснения представителя ответчика администрации г. Оренбурга ***7, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Устабаева Е.Т., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
18 декабря 2012 года прокурор города Оренбурга (далее также - прокурор) в интересах ***1 обратился в суд с иском к администрации города Оренбурга, указав, что прокуратурой г. Оренбурга была проведена проверка по обращению ***1 по вопросу нарушения его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что ***1, (дата) года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей. На основании постановления администрации города Оренбурга N ***9 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". ***1 жилья в собственности либо закрепленного за ним жилья не имеет. В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ***1 относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди. Вместе с тем до настоящего времени ***1 жильем не обеспечен, в связи с чем прокурор просил обязать администрацию г. Оренбурга обеспечить ***1 вне очереди жилой площадью за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты города Оренбурга.
Определением суда от 06 февраля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
Решением суда иск прокурора удовлетворен частично, на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность обеспечить ***1 вне очереди жилой площадью за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты города Оренбурга. В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Оренбургской области отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Оренбурга просит решение суда отменить, указывая, что до внесения изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, то есть до 01 января 2013 года, ***1 не было реализовано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Следовательно, на момент разрешения спора названный закон подлежал применению с учетом внесенных в него изменений, согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Кроме того, Законом Оренбургской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не предусмотрено выделение денежных средств на обеспечение жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации города Оренбурга N, ***1 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из аттестата об основном общем образовании N следует, что ***1 в (дата) окончил муниципальное общеобразовательное учреждение "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N" г. Оренбурга.
Согласно свидетельству об уровне квалификации N, ***1 в (дата) окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N N" г. Оренбурга.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ***1 в настоящее время относится к лицам из числа детей-сирот.
Таким образом, право ***1 на обеспечение его жилым помещением как лица из числа детей-сирот ответчиком не оспаривается.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к правильным выводам об удовлетворении исковых требований прокурора. При этом суд обоснованно руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакциях, действовавших на момент обращения прокурора в суд с иском, то есть в редакции названных законов до 01 января 2013 года.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается с учетом нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в редакции до 01 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, в соответствии с настоящим законом органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N1853/389-IV-ОЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с пунктом 4 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19 октября 2011 года N1015-п, в редакции, действовавшей на момент подачи иска, формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства (долевого участия в строительстве) муниципального жилья; приобретения жилья в муниципальную собственность.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу с 01 января 2013 года, в соответствии с которыми детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что прокурор обратился в суд с иском в интересах ***1 до вступления в силу вышеназванных изменений, суд пришел к правильному выводу, что в данном случае подлежали применению положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакциях, действовавших на момент предъявления иска, поскольку принадлежащее ***1 право на обеспечение жилым помещением последний реализовал путем обращения в суд с соответствующим иском до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы Администрации города Оренбурга о том, что при разрешении настоящего спора подлежали применению положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ с учетом внесенных в него с 01 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ изменений, являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и обоснованно не были приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.
Также обоснованно признаны судом несостоятельными и доводы апелляционной жалобы Администрации города Оренбурга о том, что Законом Оренбургской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не предусмотрено выделение денежных средств на обеспечение жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, поскольку, как правильно указал суд, обеспечение данных категорий лиц жильем не может быть поставлено в зависимость от указанных ответчиком обстоятельств.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.