Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Стрельцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Чаплыгина Д.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении директора ГУП Оренбургской области " Б." Толстых А.М.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N *** производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении директора ГУП Оренбургской области " Б." Толстых А.М. прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 июня 2013 года постановление государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N *** отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Чаплыгин Д.А. просит об отмене решения судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения Чаплыгина Д.А., представителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Насыровой М.Р., поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры Горяинова М.А., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена плановая документарная проверка деятельности ГУП Оренбургской области " Б." по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что ГУП Оренбургской области " Б." осуществляет деятельность по воспроизводству лесов, лесоразведению и лесомелиорации, заготовке, переработке и реализации древесины.
По результатам проверки Оренбургским природоохранным межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении директора ГУП Оренбургской области " Б." Толстых А.М., которым Толстых А.М. вменяется невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления, выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников.
Согласно указанному постановлению ГУП Оренбургской области " Б." при осуществлении своей деятельности эксплуатирует стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха (4 лесопильные установки (пилорамы), 3 гаража для стоянки и хранения автотранспорта), передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (автомобильный транспорт, трактора). Органом прокуратуры сделан вывод о том, что ГУП Оренбургской области " Б." в ходе осуществления своей деятельности производит выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (древесная пыль, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, керосин, диоксид серы, бензин, дизельное топливо), размещает отходы производства и потребления II-V класса опасности, при этом плату за 2 квартал 2012 года, 3 квартал 2012 года, 4 квартал 2012 года производит только за передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха.
Прекращая производство по делу, административный орган исходил из того, что органом прокуратуры не представлено доказательств осуществления в результате хозяйственной деятельности ГУП Оренбургской области " Б." выброса в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, образования 5 видов отходов II-V класса опасности. При этом административный орган указал, что в ходе проверки не производилось натурное обследование территории предприятия, не проводились замеры количества и концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, не представлены расчеты и иные документальные данные об объемах веществ, поступивших в атмосферу в результате деятельности предприятия, а также влечет ли указанный объем загрязнение воздуха.
Данный вывод должностного лица является правильным по следующим основаниям.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду; состав правонарушения формальный, его объективную сторону образует бездействие, выраженное в невнесении платежей в установленные сроки.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления.
Пунктом 1 ст. 16 указанного закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются названным Федеральным законом, иными федеральными законами.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение, т.е. содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Этой же нормой определяется понятие накопление отходов как временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в специально обустроенных местах (на площадках).
Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в ст. 1 определяет понятие "загрязняющее вещество" как вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Таким образом, для привлечения лица к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ помимо факта выбросов необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, поскольку выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии данного состава административного правонарушения. Необходимо подтвердить факт хранения юридическим лицом отходов производства и потребления.
Вместе с тем, органом прокуратуры не представлено доказательств того, что на момент проверки ГУП Оренбургской области " Б." лесопильные установки, гаражи для хранения и стоянки автотранспорта
являлись источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Указание на размещение отходов производства и потребления, выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (древесной пыли, диоксида азота, оксида азота, оксида углерода, керосина, диоксида серы, бензина, дизельного топлива) не подтверждено натурным обследованием территории предприятия, производством измерения выбросов в атмосферу.
При таких обстоятельствах административный орган пришел к правильному выводу о недоказанности факта размещения ГУП Оренбургской области " Б." на своей территории отходов производства и потребления, факта негативного воздействия на окружающую среду стационарными источниками загрязнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с природопользованием.
В соответствии с п. 9 указанного Порядка, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, определяемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в качестве которого признается календарный квартал.
Прекращая производство по делу по мотиву малозначительности, должностное лицо исходило из того, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 квартал 2012 года произведена в установленный законом срок. Внесение платы за 4 квартал 2012 года произведено с нарушением срока. Учитывая, что задержка внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года составляет 1 день (плата внесена 21.01.2013 года), сумма платежа, подлежащего уплате в бюджет, составляет 196 рублей 09 копеек, должностное лицо пришло к выводу о возможности освобождения директора ГУП Оренбургской области " Б." Толстых А.М. от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ.
Данный вывод является правильным, оснований не согласиться с такой оценкой доказательств не имеется.
При названных обстоятельствах оснований для отмены постановления государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N *** не имелось.
Вместе с тем, отменяя указанное постановление и направляя дело на новое рассмотрение в административный орган, судья Ленинского районного суда г. Оренбурга указал, что дело рассмотрено с существенным нарушением процессуальных требований.
Судья пришел к выводу о том, что постановление вынесено без учета обстоятельств, изложенных в решении Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01 апреля 2013 года, вынесенном по иску Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ГУП Оренбургской области " Б." о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения, которым ГУП Оренбургской области " Б." обязан произвести расчеты платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, расчет платы за размещение отходов производства и потребления за период 2011 - 2012 года и ее уплату в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области.
Судья указывает на необоснованность отказа в удовлетворении ходатайства органа прокуратуры о приобщении к материалам дела указанного судебного решения, а также на то, что должностным лицом не дана оценка объяснению Толстых А.М., в котором он подтверждает наличие работающих стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образование отходов производства и потребления.
Указанные обстоятельства, по мнению судьи, повлияли на выводы, сделанные по делу.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 июня 2013 года подлежит отмене по следующим основаниям.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке ст. 30.7 КоАП РФ постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Отмена постановления и возвращение дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело, допускается в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении дела судьей районного суда не было учтено, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает понятия преюдиции. Поэтому, отменяя постановление должностного лица со ссылкой на допущенные при рассмотрении дела существенные процессуальные нарушения, указав, что постановление вынесено без учета обстоятельств, изложенных в решении Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01 апреля 2013 года, судья должен привести доводы о том, какие именно установленные в указанном судебном решении обстоятельства имеют значение для рассмотрения настоящего дела и как они могли повлиять на выводы, сделанные должностным лицом по делу. Однако этого сделано не было.
Кроме того, необходимо отменить, что на день рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении постановления о прекращении производства по делу, указанное выше решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01 апреля 2013 года не вступило в законную силу и не являлось доказательством по делу.
Вопрос о необоснованности отказа в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела копии судебного решения не является достаточным основанием к отмене постановления должностного лица по указанным выше основаниям.
То обстоятельство, что Толстых А.М. в своем объяснении прокурору подтвердил факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух при осуществлении ГУП Оренбургской области " Б." производственной деятельности, не является юридически значимым, поскольку выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии вмененного ему состава административного правонарушения. По делу необходимо установить: какие вещества выбрасываются в атмосферу, отнесены ли они к категории загрязняющих веществ, превысила ли концентрация этих веществ установленные нормативы.
Признание директором ГУП Оренбургской области " Б." Толстых А.М. факта образования в результате хозяйственной деятельности предприятия отходов производства и потребления не свидетельствует о наличии в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. По делу не представлено доказательств размещения (хранения) указанных отходов.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 июня 2013 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению по основанию, указанному в постановлении государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N 03-213/2013.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Чаплыгина Д.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении директора ГУП Оренбургской области " Б." Толстых А.М. отменить.
Производство по делу прекратить по основанию, указанному в постановлении государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N ***.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.